Введение
1 Методы и стратегии ценообразования
2 Система методов ценообразования, выработанных практикой
3 Методы ценообразования, основанные на издержках производства и область их применения
4 Методы ценообразования с учетом спроса и конкуренции
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Цены играют основополагающую роль в экономике любой страны. Именно они определяют структуру общественного производства, оказывают решающее воздействие на движение товарных и денежных потоков внутри страны, распределение национального дохода, уровень благосостояния населения. Для всех производителей, вне зависимости от форм собственности, вопрос о цене является главным, так как именно ее уровень определяет объем прибыли, получаемый предприятием, возможности при-обретения и внедрения новых технологий, разработок новых видов продукции, совершенствование уже существующих и так далее в зависимости от целей и приоритетов. Правильная методика расчета и установления цены, разумная ценовая тактика на рынке, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любой фирмы в условиях рыночных отношений.
1 МЕТОДЫ И СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
После проведения предварительной работы предприятие приступает к выбору метода ценообразования. Хотя окончательный уровень цены определяется рынком, каждое предприятие должно проводить расчеты предполагаемой исходной (базовой) цены, что и осуществляется путем применения различных методов. Выбор конкретной методики зависит от того, какие цели оно поставило перед собой, каковы ситуация на рынке и потребительские характеристики производимых и реализуемых товаров. Каждый из методов ценообразования имеет свои преимущества и недостатки и по разному влияет на уровень цены. В практике рыночного ценообразования используется множество методов формирования цены, основные из которых представлены в таблице 1.1. Цена, рассчитанная ка-ким либо методом, представляет собой предварительную величину, позволяющую предприятию оценить ситуацию, и в дальнейшем уровень цены корректируется с учетом скидок, надбавок, действующей системы налогообложения, инфляционных процессов.
2 СИСТЕМА МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, ВЫРАБОТАННЫХ ПРАКТИКОЙ
Ценообразование — это процесс, обеспечивающий формирование, применение и контроль цен. Как уже отмечалось, этот процесс распадается на ряд этапов, важнейшими из которых являются выбор и применение методов ценообразования. Мир товаров и услуг весьма разнообразен. Существует их бесконечное множество. Исходя из этого, методы ценообразования также разнообразны. Они дифференцируются в зависимости от конкретных групп товаров и услуг, целевых установок, рыночной конъюнктуры и других факто-ров. Совокупность различных методов ценообразования представляет со-бой определенную систему. Методы ценообразования предполагают использование определен-ной системы расчетов. Система расчетов состоит из большого количества способов, математических приемов, с помощью которых формируется уровень цены. Важной характеристикой любого метода ценообразования является присущая ему модель расчета цены. Модель расчета цены отражает формализованное выражение главных элементов цены, ее структуру. Каждый из элементов цены несет конкретную функциональную нагрузку, обусловленную множеством исходных условий.
3 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ИЗДЕРЖКАХ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЛАСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Методы, основанные на учете затрат, отражают ориентацию на производителей (продавцов), являются традиционными и довольно распространенными, что обусловлено наличием необходимой информации у предприятий, простотой расчетов, возможностью определить нижнюю границу цены, позволяющей возместить понесенные расходы. Однако они имеют недостатки:
- не учитывается уровень спроса и может сложиться ситуация, когда из за высокой цены товар не будет реализован;
- «затратная» цена не отражает меры ценности товара для покупателей; игнорируется влияние цен конкурентов и их поведение.
Возможно пять вариантов формирования цены:
- на основе полных издержек («издержки +»);
- на основе предельных издержек (маржинальных издержек, сокращенной себестоимости, прямых затрат);
- на основе дохода с оборота;
- на базе рентабельности инвестиций;
- с учетом безубыточности.
При применении первых двух методов издержки могут быть как фактическими, так и нормативными (стандартными).
4 МЕТОДЫ ЦЕННОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ СПРОСА И КОНКУРЕНЦИИ
Многие специалисты считают, что спрос является единственным фактором, который должен учитываться при обосновании цены. Предприятия, ориентирующиеся на такой подход к ценообразованию, применяют метод потребительской оценки, в основе которого лежит ощущаемая потребителем значимость товара и готовность заплатить за нее определенную сумму денег, т.е. потребительская оценка товара потенциальным покупателям и его восприятие цены. При таком подходе предприятие исходит из того, что потребитель сам определяет соотношение между ценностью товара для него лично и его ценой, сравнивая с ценами на аналогичные товары, представленные на рынке. Полезность товара (комплекс полезных свойств системного качества) для потребителя предопределяет его готовность заплатить данную цену, т.е. поддержать уровень эффективного спроса. Изменение цены ставится в зависимость от изменения уровня спроса на товар таким образом, что цена увеличивается при росте спроса и уменьшается при его снижении, а издержки производства (продажи) учитываются лишь как ограничительный фактор, показывающий, может ли товар по определенной данным методом цене приносить предприятию прибыль. Использование этого метода эффективно на рынке взаимозаменяемых товаров, что позволяет покупателю сравнивать товары и выбрать тот, который в наибольшей степени отвечает его желаниям. Задача пред-приятия заключается в том, чтобы дифференцировать свои товары на основе технических свойств, дизайна, упаковки, послепродажного сервисного обслуживания и др. и привлечь внимание потенциальных покупателей к этим качествам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Ценообразование является ключевым элементом ценовой политики пред-приятия, а также комплекса маркетинга. От него напрямую зависят такие показатели как величина спроса, объем продаж, показатели развития предприятия. Цена является основным элементом системы маркетинга, так как она влияет на все составляющие концепции «4Р», если рынок эластичен по спросу. Цена является отправной точкой выбора товара или услуги потребителем, поэтому ее правильное изменение дает увеличение объем продаж и прибыли предприятия. Существует большое количество методов ценообразования, которые можно классифицировать на три вида: затратные, рыночные, параметрические. От правильного выбора методологии ценообразования во многом зависит результаты ценовой политики предприятия.
1 Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 320 c.
2 Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
3 Коротков, Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 c.
4 Лукичева, Л.И. Управленческие решения: Учебник по специ-альности "Менеджмент организации" / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2011. - 384 c.
5 Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
6 Тихомирова, О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
7 Шевчук Д. А. Ценообразование : учеб. пособие Д. А. Шев-чук.– М. : ГроссМедиа : РОСБУХ, 2008. – 240 с.