Лицензирование предпринимательской деятельности
Коммерческая тайна предпринимателя
Рекомендации по работе с персоналом предпринимательской структуры
Факторы, влияющие на формирование личностных качеств предпринимателя
Список используемых источников
Лицензирование предпринимательской деятельности
В соответствии со статьёй 13 Конституции Республики Беларусь «государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом». Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является институт лицензирования [6]. Основными актами законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы лицензирования, являются:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь;
2. Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Помимо указанных нормативных правовых актов существует ряд актов законодательства, регулирующих отношения в области лицензирования от-дельных видов деятельности. Лицензии – это специальные разрешения на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемые лицензирующим органом соискателю лицензии [7, с. 94].
Коммерческая тайна предпринимателя
Коммерческая информация имеет огромное значение для предприятия, любое её незаконное получение или использование может нанести как моральный, так и материальный вред её владельцу. Наиболее подробное разъяснение правовых основ защиты коммерческой тайны в Республике Беларусь содержится в Положении о коммерческой тайне, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 06.11.1992 № 670 (далее – Положение). Коммерческую тайну в соответствии с Положением составляют пред-намеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования [2, с. 70]. Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании и распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.
Рекомендации по работе с персоналом предпринимательской структуры.
При планировании персонала, наборе и отборе кадров предпринимательские организации обязательно должны иметь:
1) штатное расписание и фонды оплаты труда;
2) должностные инструкции.
При наборе персонала предпринимательские структуры должны вести поиск внешних и внутренних кандидатов, сбор информации о них. После выбора кандидата проводится обсуждение контракта, подписание контракта, что является основание для приема на работу и ее началом [1, с. 136].
Отбор персонала для предпринимательских структур предполагает следующие этапы.
На первом этапе происходит ознакомление с резюме и анкетами соискателей.
На втором этапе - непосредственное общение с возможным персона-лом, т.е. собеседование.
На третьем этапе ответственное лицо должно удостовериться в профессиональной пригодности кандидата, включая деловые и личностные качества.
Четвёртый этап – проводятся медицинский контроль и аппаратные исследования.
Пятый этап – все полученные результаты испытаний анализируются и выносится общее заключение о профессиональной пригодности.
Факторы, влияющие на формирование личностных качеств предпринимателя
Успех бизнеса во многом зависит от наличия у предпринимателя определённого набора качеств и специфических способностей, которые в наибольшей степени определяются особенностями предпринимательской деятельности [1, с. 114]. По результатам многих зарубежных исследований, наиболее важными качествами для человека, который решил открыть свое дело, являются честность, искренность, инициативность, позитивное отношение к другим людям, чувство ответственности, хорошие организаторские способности, решительность, упорство, настойчивость в достижении постав-ленных целей, сила воли, творчество, коммуникабельность, трудолюбие.
1. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. -- М: Финансы и статистика, 2003. С. - 201
2. Гицевич, Н. Коммерческая тайна / Н. Гицевич // БНПИ. – 2003. – № 8. – С. 70.
3. Завьялова Е. К, Посохова С. Т. Психология предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Изд. СПбГУ, 2004.. С. 350
4. Кожевников, А. С. Защита служебной и коммерческой информации. Служба экономической безопасности предприятия / А. С. Кожевников // Планово-экономический отдел. – 2007. – № 1. – С. 96–100.
5. Менегетти А. Психология лидера. - М., 2001. - С. 15.
6. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013. – Режим доступа : http://www.pravo.by/main.
7. Правовое государство как основа преобразований общества и экономики в Республике Беларусь / В.Г. Тихиня, Н.Л. Бондаренко, В.А. Кодавбович; Науч. ред. Л.М. Рябцев. – Мн.: МИУ – 2006. – 236 с..
8. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / Авдеев В.В., Ананько А.В., Бондаренко Н.Л. и др.; / Под общей ред. Витушко В.А., Филипчик Р.И. – Мн.: Книжный Дом. – 2004. – 832 с. 12.
9. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. академика Мамутова В.К. – К.: Юринком Интер. – 2002. – 254 с.
10. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. -- СПб.: Питер, 2008., С. – 170.