ВВЕДЕНИЕ
1. Психические познавательные процессы и учет их особенностей в туристической деятельности (воображение)
2. Динамика конфликта в туризме
3. Понятие о лидере в группе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая подготовка туриста является фактором безопасности, и должна занять свое место, которое может находиться рядом с физической и технической подготовкой. Каждому туристу необходимо научиться элементарным техникам психологической тренировки, и постоянно заниматься такого вида техниками.
Например, в крайней опасности у человека мгновенно развивается эмоциональный страх. Большинство нетренированных людей на сильный страх реагируют следующим образом – сначала впадают в «ступор», когда мышцы каменеют и невозможно двигаться, а затем мгновенно переходят к сильной психологической (мышление поспешно ищет выход из ситуации) и двигательной (человек бежит неизвестно куда) активности. Но за время «ступора» ситуация может стать уже неконтролируемой, а активная фаза мешает трезво оценить обстановку – оба варианта чреваты травматизмом или гибелью [7, с. 56] . Тренировка может помочь развить в себе, например, другую реакцию на страх – трезвую оценку ситуации, и быстрый, но при этом плавный, уход от опасности.
1. Психические познавательные процессы и учет их особенностей в туристической деятельности (воображение)
Познавательные психические процессы - психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации [1, с. 92].
В их число входят: ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь.
В современной психологии выделяют две группы познавательных процессов:
- специфические;
- неспецифические.
Специфические познавательные процессы
Специфические (собственно познавательные) - это чувственные процессы (ощущения, восприятия) и рациональные процессы (понятия, суждения и др.). На основе этих процессов формируются знания субъекта о мире и о себе. Осуществляются с помощью органов чувств и мозга.
К специфическим процессам обычно относят:
Ощущения - процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Ощущения являются продуктом работы органов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса.
Восприятие - результат обработки информации более высокого уровня, в котором суммируются данные отдельных органов чувств и на этой основе создается целостный образ предмета, явления или человека. Для обозначения этого понятия используется и термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие).
Мышление - высший уровень отражения действительности, который свойственен только человеку. Результатом мышления выступает обобщенное знание объективной реальности, выявление наиболее существенных признаков предметов и явлений. Основные инструменты мышления: понятия, суждения и умозаключения.
Неспецифические познавательные процессы
Неспецифические или универсальные - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Такие процессы называют «сквозными», так как они обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические и поведенческие процессы. Универсальные процессы обеспечивают не только познавательную деятельность, но и предметно-практическую активность каждой личности, сообщая ей своеобразие, уникальность.
2. Динамика конфликта в туризме
В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций [3, с. 119].
Выделяют следующую динамику конфликта:
Динамика конфликта - это процесс изменения конфликта.
Этапы конфликта:
Предконфликтная ситуация - это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, которые его вызывают. Противоречия и факты, приводящие к противоборству, в такой период скрыты и отчетливо не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным. При неадекватном восприятии причин конфликта он не может быть устранен окончательно, так как истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту [4, с. 296].
Открытый конфликт наступает в том случае, когда противоречие интересов достигает определенной степени зрелости. Такой что их уже невозможно не замечать или скрывать, так как наличие противоборства становится очевидным всем.
Стадии открытого конфликта:
Инцидент - это пусковой механизм, инициирующий открытое противоборство сторон, начало конфликта. В отличие от инцидента повод (конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий) – это ещё не конфликт.
Для инцидента характерно обнажение позиций сторон, деление на «своих» и «чужих», но реальные силы противников еще до конца не известны, что может способствовать сдерживанию развития конфликта или дальнейшему его развитию. На данной стадии производится: «разведка», сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону вспомогательных сил. Ещё сохраняется возможность решить конфликт мирным путем.
3. Понятие о лидере в группе
Любая группа имеет лидера - это самый влиятельный член группы. Лидер может изначально объединить группу вокруг себя, либо группа может выдвинуть лидера из своей среды.
В идеальном варианте лидером большой группы туристов должен выступать руководитель группы. Тем не менее, может случиться так, что – или на время действия конкретной ситуации (маршрут, установка лагеря, приготовление еды), или на постоянной основе, - лидер малой группы занимает место лидера большой группы. В этом случае между руководителем и лидером может возникнуть конфликт, а в большой группе – раскол и конфликты между членами малых групп. Такого не происходит, если появление ситуативного лидер, выдвигаемого на время той или иной ситуации в путешествии, так или иначе санкционировано самим руководителем [5, c. 94].
Выделяют два типа лидерства (и, согласно, два типа руководства). Авторитарность основывается на подчинении активности каждого единой воле лидера, подавлении или ограничении личной инициативы, и нивелировании индивидуальных особенностей членов группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития выступает конфликт, который представляет процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта — это и есть процесс его изменения.
Исходя из динамики конфликта, можем выделить основные качества конфликтного взаимодействия:
1) конфликт, как и консенсус, есть одно из свойств общественных отношений, и он имеет социальную природу.
2) конфликт есть внутреннее, психическое состояние человека, характеризующееся острой напряженностью, иногда даже стрессом и другими патологическими явлениями.
1. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
2. Руденко А.М., Довгалёва М.А. Психология социально-культурного сервиса и туризма Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2002. — 160 с.
4. Буртовая, Е. В. Конфликтология : учебное пособие / Е. В. Буртовская. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 512 с.
5. Линчевский, Э. Э. Типология и психология туризма /. Федотов Ю. Н, Линчевский, Э. Э : учебное пособие. – М. : Советский спорт, 2008. – 272 с.
6. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – Кн. 1. Общие основы психологии.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 576 с.
7. Шарухин А.П. Управление туристской группой: психолого-педагогический анализ. - СПб, 2011.