1. Этапы и ступени подготовки новой экскурсии
2. Показ, как основной элемент экскурсии. Его задачи, виды, особенности и условия
3. Основные требования к личности экскурсовода
Список использованных источников
1. Этапы и ступени подготовки новой экскурсии
Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (вылазка, поездка), в русском языке оно появилось в XIX в.
Экскурсия в современном понимании – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним [5, с. 2].
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
• Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия;
• Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
• Заключительная ступень – прием (сдача) экскурсии на маршруте. Утверждение экскурсии руководителем, допуск экскурсоводов, защитивших тему, до работы на экскурсии.
В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинакова: вступление, основная часть и заключение.
Вступление состоит из двух частей:
1. организационной (знакомство с группой и инструктаж о правилах безопасности в пути и поведения на экскурсии);
2. информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности экскурсии, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем обычно от 5 до 12.
2. Показ, как основной элемент экскурсии. Его задачи, виды, особенности и условия.
Показ – процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться кроме того как действие (или сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.
Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной кроме того целью.
Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специальный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экскурсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.
Демонстрация характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект кроме того для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).
Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов.
Показывать – значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.
Осмотр в отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.
Показ в экскурсии является суммой трех элементов: самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей; ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»; показа под руководством экскурсовода других приемов.
3. Основные требования к личности экскурсовода
Профессия экскурсовода появилась относительно недавно (в СССР её появление относят к 1960-м годам) и это является одной из причин того, что основные характеристики данной профессии, а также требования, которые предъявляют к экскурсоводам потребители и аттестующие органы в разных странах, отличаются друг от друга. Все зависит от того, как общество в целом, турбизнес и непосредственный потребитель – экскурсант воспринимают экскурсию, и какую роль они отводят разработчику и «исполнителю» экскурсии – экскурсоводу [6, с. 61].
Современный экскурсовод, по сравнению с его предшественниками, находится в других условиях, в других взаимоотношениях с работодателями – турфирмами, с потребителями – туристами и экскурсантами, которых отличают вкусы, взгляды, образовательный уровень, статус и другие особенности. кроме того Туристами и экскурсантами являются гражданами многих стран мира, что требует дополнительных знаний и навыков [6, с. 69].
Экскурсовод – центральное звено в развитии экскурсионного обслуживания. Требования, предъявляемые к экскурсоводу: образовательный уровень (высшее либо среднее специальное образование без предъявлений требований к стажу работы либо общее среднее образование и подготовка в объеме не менее трех курсов учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, специальная подготовка, свидетельство об аттестации экскурсовода), знание экскурсионного дела, педагогики, психологии, логики и других специальных дисциплин в соответствии с проводимой тематикой экскурсий. Различные ипостаси экскурсовода
1. информатор (только сообщает знания группе кроме того людей, не комментируя их);
2. комментатор (дает пояснения, называя причины, вызвавшие те или иные явления);
3. собеседник;
4. советчик кроме того (разъясняет увиденное и дает советы, как наблюдать объект, т. е. подводит экскурсантов к необходимым выводам);
5. эмоциональный лидер (дает оценку рассматриваемым проблемам, передает экскурсантам свою убежденность, помогает понять наблюдаемые объекты и явления).