Введение
1. Подготовка судебной реформы 1864 года
2. Основные принципы судебной реформы
3. Особенности судебной реформы на территории Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Введение
Развитие капитализма в Европе к началу XIX века привело к смене феодально – абсолютистских монархий и появлению новых форм государственного устройства - конституционных монархий, конституционно-парламентских республик. В отличие от западноевропейских стран государственно-политический строй России к середине XIX в. оставался на уровне средневековья. Здесь господствовал абсолютизм и крепостное право. Свидетельством отсталости России и входившей в её состав Беларуси явилось ее поражение в крымской войне (1853 - 1856 гг.). Стало очевидным, что российская крепостническая система проигрывает западной капиталистической. Это явилось необходимой предпосылкой осознания неизбежности реформы.
В Манифесте о вступлении на престол императора Александра II была выражена воля государя, чтобы «правда и милость царствовала в судах». Это положение отвечало глубоко назревшей потребности государства «изнемогавшего под бременем невероятного расстройства правосудия» – отмечали современники реформы.
Судебная реформа 1864 года обычно трактуется в литературе как самая буржуазная из всех реформ того времени. Исследователи считают ее и самой последовательной. Действительно, в принципах, на которых построена реформа, буржуазная идеология отразилась наиболее полно.
Она, как и все реформы 60-70-х годов, была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений.
Таким образом, судебная реформа становилась очевидной для правительственных кругов. Однако они отрицали в то же время институты, известные странам Запада, гарантировавшие неприкосновенность личности, собственности, режим законности. Судебная реформа 1864 года – либерально-буржуазное преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов. Реформа внесла значительные изменения в судоустройство, но все-таки, отразила классовые интересы русской буржуазии, которая в целях упрочения своих позиций нуждалась в объявлении формального равенства всех перед судом, в утверждении начал буржуазной законности. Это проявилось во введении суда присяжных, адвокатуры, реорганизации прокуратуры, в новой организации судебного процесса и судебных учреждений. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных.
Для дореформенного суда характерна множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, которых должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращаясь в первую
1. Подготовка судебной реформы 1864 года
Известный николаевский сановник, граф Блудов Д.Н. являлся начальником II-го отделения императорской канцелярии. Именно ему было поручено провести подготовку судебной реформы. К ней были привлечены лучшие специалисты того времени. Проект гражданского судопроизводства в Государственном совете обсуждался год, по сентябрь 1858 года. Одним из первых стало вырисовываться гражданско-процессуальное законодательство. Среди первых начал: введение состязательного процесса вместо следственного; введение гласности и искоренение и уничтожение канцелярской тайны; отделение судебной части от исполнительной; установление двух судебных инстанций; появление кассационного суда; учреждение при судах постоянных присяжных поверенных и др. Разработанный проект следовало представить в департамент Государственного совета для обсуждения. Далее разослать в печатном виде членам Государственного совета для замечаний. Из замечаний следовало сделать выводы и обсудить на общем собрании Государственного совета. Создавая акт, следовало увеличить число членов судов, соединить магистрали, ратуши, надворные суды с уездными судами и палатами, формировать председателей судов не по выбору, а по назначению правительства [3].
12 ноября 1859 года граф Блудов отдал на рассмотрение Александру II «Проект положения о судоустройстве». Блудов видел в нём существенное улучшение юстиции. Например, появились предписания и распоряжения. Без разграничения нормативных актов по юридической силе судебной реформе грозила опасность: ведомственное распоряжение могло сводить на нет предписания закона. Законопроект предусматривал объединить палаты гражданского и уголовного суда, вместо низших
2. Основные принципы судебной реформы
Судебная реформа 1864 года – либерально преобразование царским правительством всей судебной системы и порядка гражданского и уголовного процессов. Реформа внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, а следовательно и Беларуси отличавшееся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств.
Основные принципы, положенные в основу судебной реформы, были следующими:
• полное отделение судебной власти от административной;
• процессуальная независимость судей;
• единый суд для всех сословий (кроме крестьянского суда по мельчайшим делам);
• гласность судопроизводства;
• устный и состязательный характер судопроизводства;
• право сторон и подсудимых на защиту в суде, право на представление в суде корпорированным адвокатом;
• открытость для сторон и подсудимых всех доказательств,
3. Особенности судебной реформы на территории Беларуси
Восстание 1863 г. негативно повлияло на подготовку и, особенно, на проведение судебной реформы в Беларуси. Правительство посчитало, что утверждать либеральные начала в судебном деле на территории, где еще недавно проходили военные столкновения, невозможно. Однако власти не отказались от проведения судебной реформы на белорусской территории, предполагая, что единство таких преобразований на всей территории империи укрепит государство. Однако для предупреждения повторения восстания выступали с ограничениями некоторых параметров реформы и отсрочкой ее реализации.
Еще одной особенностью подготовки судебной реформы в Беларуси был сбор и публикация судебно-статистических сведений и мнений лиц судебного ведомства о применении судебных уставов [4]. Налицо было стремление министерства юстиции учесть местные условия для «более правильного проведения» преобразований после официального утверждения судебных уставов 20 ноября 1864 г. Таким образом, было организовано еще одно «гласное и всестороннее обсуждение предмета».
Заключение
Правление императора Александра II стало временем больших преобразований в России. Во второй половине XIX века создались все условия для изменения системы судопроизводства. Поворот правительства в отношении к судебной реформе с переоценкой ее институтов произошел в конце 1858 - начале 1859 гг. под влиянием решения отменить крепостное право с наделением крестьян землей.
В целом Судебная реформа 1864 г. создала определенные предпосылки для более активного развития судебной практики и формирования элементов прецедентного правосудия.
Судебная реформа 1864 года явилась одной из последовательных буржуазных реформ в России второй половины ХIХ века, однако, сохранившая немало сословно – феодальных пережитков. Например, оставался отдельный суд для духовенства (консистория), военнослужащих (трибунал) и Особый Верховный суд для высших сановников. Полученная система включала в себя все «судебные установления». Главная роль среди них по закону принадлежала судам. При них же состояли органы, учреждения и лица всех остальных судебных установлений (прокуроры и судебные следователи; судебные приставы, их товарищества и советы; присяжные поверенные и их советы; канцелярии судебных мест, нотариусы и кандидаты на должности по судебному ведомству), которым в судопроизводстве принадлежала вспомогательная роль.
Реформа не получила своего логического продолжения. Более того, вскоре на смену ей пришла контрреформа. Реформы, опиравшиеся на западный опыт, не в полной мере учитывали российские реалии, что сказывалось на эффективности проводимых мероприятий. Свободный суд в самодержавной стране, только что освобожденной от крепостного рабства, стал чужеродным механизмом. Сыграла свою роль и недостаточная подготовленность кадров судейского корпуса. Помимо этого, традиционно более сильное влияние государств континентальной правовой системы сказалось на неприятии института судебного прецедента.
Судебная реформа была значительным шагом на пути к правовому обществу и даже считается наиболее «радикальной» из всех реформ 60-70х гг. Но она была непоследовательной, проводилось не на всей территории государства и хранила некоторые старые элементы, в частности нормы обычного права. Судебная реформа в Беларуси была проведена со значительным опозданием и отступлениями от положения 1864 г. В 1872 г. здесь был и введены мировые суды. Однако белорусские губернии не имели земских учреждений, на которых, согласно положению 1864 г., выбирались мировые судьи. Поэтому на эти должности министром юстиции назначались те, в чьей политической надежности была уверена местная администрация. Таким образом, судебная реформа в Беларуси была лишена одной из существенных оценок выборности судей.