Введение
1 Речь Посполитая в XVII столетии
2 Государственный строй Речи Посполитой в XVII – второй
половине XVIII вв
3 Государственный строй Речи Посполитой по Конституции
3 мая 1791 г
Заключение
Список использованных источников
Введение
В истории развития государственности на белорусских землях особое место занимает период, относящийся к Речи Посполитой. Это государство, как известно, было образовано на основе Люблинской унии 1569 года и стало результатом начавшегося с конца XIV века сближения Великого княжества Литовского с Польшей. Реализация условий Люблинской унии не привела к ликвидации ВКЛ, и в составе Речи Посполитой оно активно отстаивало свои интересы, а само это государство развивалось как федеративное образование. Существенно не изменился и государственно-политический строй ВКЛ: он по-прежнему носил монархический характер.
При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией.
Препятствием на пути унификации были статуты ВКЛ. Политически формально оба государства объединяли монарх и сейм, которые были высшими органами в Речи Посполитой. Нормы статута 1588г. законодательно закрепили обособленность ВКЛ. На правах совместного владения входила территория Инфлянд (Ливония). Вассальными государствами были Курляндия и Зингалия. С 1569г. к Польше присоединены Волынь, Подляшье, Подолье, Киевщина. Во время воин XVI века Польша потеряла Ливонию, Смоленщину и Черниговские земли, северную и левобережную Украину с Киевом в борьбе с Москвой.
Речь Посполитая – многонациональное государство, национально неоднородное. Поляки составляли 40% жителей, 10% из 8 млн. составляла шляхта.
Среди исследователей нет единого мнения о форме правления в Речи Посполитой. Я.А. Юхо считает, что это сословно-представительная монархия, П.А. Лойко и А.Ф. Вишневский, считают, что Речь Посполитая – шляхетская республика, где была установлена республиканская власть с институтом слабого монарха, который с 1573г. избирался. Г.С. Марцуля занимает двойственную позицию: Речь Посполитая по форме правления является сословной республикой во главе с избранным королем, который разделял свою власть со шляхтой.
Актуальность исследования определяется необходимостью оценить все те плюсы и минусы, которые принесла Великому княжеству Литовскому уния заключенная с Польшей в рассматриваемый период.
Цели работы – выявление особенностей формы государственного устройства Речи Посполитой в XVII-XVIII веках.
1 Речь Посполитая в XVII столетии
В XVII столетии Речь Посполитая, возникшая в 1569 г. в результате унии Польского королевства и Великого княжества Литовского, была одним из самых крупнейших государств Европы. Ее территория простиралась от балтийского побережья до Нижнего Днепра и Диких полей Северного Причерноморья, где кочевали татарские племена. На Востоке польские короли владели Смоленском, Черниговом и Северской землей, которые они отвоевали у России, воспользовавшись охватившей ее в начале XVII в. Смутой.
Политическое устройство Польско-Литовского государства было весьма своеобразным и отличалось не только от порядков в соседней России, но и от западных стран. В 1572 году, после смерти последнего короля из династии Ягеллонов, на польский королевский престол был приглашен французский принц Генрик Валуа. Он стал королем, подписав Генриховы артикулы, поставившие монарха в полную зависимость от господствовавшего в польско-литовском государстве дворянского сословия – шляхты. Польский король и великий князь литовский и раньше зависел от шляхты, выражавшей свою волю на регулярно созывавшемся общем собрании – сейме и провинциальных сеймиках, но теперь эта зависимость стала более сильной. Отныне монарх избирался на элекционном сейме, в котором имел право участвовать любой представитель шляхетского сословия. Кандидат на престол подписывал «пакта конвента» – обязательства
2 Государственный строй Речи Посполитой в XVII – второй половине XVIII вв.
Реч Посполитая была конституционной, сословной монархией, во главе с избиравшимся королем. Законодательным органом был двухпалатный парламент – Вальный сейм, который состоял из сената (рады) и посольской избы. Сенат был высшей палатой сейма, в него входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства. Количество сенаторов не превышало 150 человек [7, с. 177].
Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года. Совет делился на четыре группы по семь человек, каждая из которых работала в Королевской раде по шесть месяцев.
Нижней палатой была Посольская изба. В нее входили представители шляхты, а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма. В Посольскую избу входило 200-236 депутатов. Шляхта ВКЛ из 170 представителей Посольской избы на своих сеймиках избирала 48 [2, с. 123].
Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они созывались в случае смерти короля или его отстранения от трона.
3 Государственный строй Речи Посполитой по Конституции 3 мая 1791г.
Анализируя события, происходившие в Речи Посполитой в 60-е, а затем и в последующие годы XVIII века, нельзя не отметить, что прогрессивно настроенные круги стремились преодолеть политический кризис, провести назревшие реформы в стране, используя сами государственные институты и, в частности, сейм и местные сеймики. Роль этих органов в тот период заметно возросла. Об этом свидетельствуют и постановления, которые принимались ими в 70-90-е годы XVIII века после раздела Речи Посполитой, когда реформы сделались еще более актуальными и необходимыми. Так, на сейме 1773 года было принято решение о создании Постоянной Рады, в которую вошли король, 18 сенаторов и 18 депутатов сейма, что усилило исполнительную власть. Реформы затронули экономику, сферу образования, вооруженные силы. Но особенно важными оказались решения так называемого Четырехлетнего сейма, заседавшего (с перерывом) в 1788-1792 годах. На сейме образовалась довольно многочисленная группа патриотически настроенных депутатов, которой, несмотря на сопротивление консервативных сил, удалось провести ряд необходимых для страны постановлений, в том числе закон, вошедший в историю как Конституция 3 мая 1791 года. Реализация этой конституции давала возможность существенно изменить как государственно-политический строй Речи Посполитой, так и ее социально-экономические основы, поставить страну на
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов.
1 В результате жесткой борьбы за независимость и территориальную целостность на Люблинском сейме и после него руководящим кругам ВКЛ удалось сохранить часть территории бывшего государства, а также остатки государственности и автономию в пределах Речи Посполитой. Оба бывших самостоятельных государства сохранили свои прежние названия – Великое княжество Литовское и Польская Корона, а также свои законы, органы исполнительной власти, судебную и финансовую системы, местное самоуправление, вооруженные силы и до конца XVII в. свои государственные языки.
2 Статутом Великого княжества Литовского 1588 г. чужеземцам (в том числе этническим полякам, польским магнатам) запрещалось на территории княжества покупать землю и собственность, а также занимать государственные должности. Таким образом, Речь Посполитая была федеративным государством, в котором ВКЛ и Польша имели относительную самостоятельность, ограниченную деятельностью единого польского короля и единого органа законодательной власти — сейма Речи Посполитой. Вместе с тем в конце XVII-XVIII в. усилилась тенденция к засилью польских панов и распространению польского влияния на белорусских и литовских землях.
3 В XVII – второй половине XVIII вв. в государственном строе Речи Посполитой появляются новые органы управления – Генеральный сеймик ВКЛ, Генеральный литовский съезд. Была произведена реформа армии в 1717 г. Введены постановления о ведении делопроизводства только на польском языке (1696г.); о лишении магдебургского права мелких городов и местечек Великого Княжества Литовского (1776 г.); выбор на магистратские должности в Полоцке только католиков и униатов и другие.
4 В политическом управлении Речи Посполитой господствовали процессы децентрализации и часто анархии. В Речи Посполитой отсутствовал единый исполнительно-распорядительный орган. Каждая часть конфедерации, в том числе ВКЛ, имела свой особый административный и судебный аппарат, свою правовую систему. Полномочия короля, которые все больше ограничивались, также не способствовали усилению централизации.
5 По конституции 3 мая 1791г. Речь Посполитая по форме государственного устройства – унитарное государство; политический режим – демократический; по форме правления – конституционная монархия. Государственный аппарат: законодательный орган – сейм; исполнительный орган – король и министры; судебная власть – суды 1 инстанции в воеводстве и повете, Главный трибунал в провинции и другие суды.
1 Бардах, Ю. Штудыі з гісторыі Вялікага Княства Літоўскага / Ю. Бардах. – Мн., 2002.
2 Вішнеускі А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі – Мн., 2000;
3 Голенченко Г. «Шляхетская демократия» в Великом княжестве Литовском XVI-XVIІІ вв. // Беларусь и Россия: общество и государство. – Вып. 2. – Мн., 1998.
4 Емяльянчык У. Дзяржаўныя рэформы другой паловы 60-х гг. XVIІІ ст. // Гісторыя Беларусі. Т. 3. Беларусь у часы Рэчы Паспалітай (XVIІ-XVIІІ стст.). – Мн., 2004.
5 Лойка П.А. Рэалізацыя акта Люблінскага сойма 1569 г. у гістарычнай рэчаіснасці другой паловы XVI – пачатку XVIІ ст. // Выбраныя навуковыя працы БДУ. – Мн., 2001.
6 Макарова, Т.И. Конституция Речи Посполитой 3 мая 1791 г. (к 200-летию принятия) // Веснік БДУ імя У.І. Леніна. Сер. 3. – 1991. – № 2. – C. 47-49.
7 Новік Я.К, Марцуля Г.С. Гісторыя Беларусі ад старажытных часоў – па люты 1917 г. – Мн., 2000.
8 Юхо Я.А. Гiсторыя дзяржавы i права Беларусi – Мн.: РІВШ БДУ, 2000.