Введение
1. Разработка и реализация проекта земской реформы
2. Восстание 1863-1864 гг. и его роль в подрыве доверия царских властей к населению белорусских земель
3. Особенности проведения земской реформы на белорусских землях
Заключение
Список использованных источников
Введение
Первой реформой на пути к буржуазному обществу в России стала отмена крепостного права. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал «Манифест» и утвердил все законодательные акты, которые касались отмены крепостничества. Все эти документы можно разделить на три группы: общие положения, местные положения, дополнительные правила. Непосредственно территории Беларуси касались два документа: «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» (под это положение подпадали Могилевская губерния и большая часть Витебской) и «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях: Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской» (охватывало оставшуюся территорию Беларуси).
Отмена крепостного права сочеталась с рядом других реформ, способствующих переходу страны на капиталистический путь развития. В Беларуси одни из них не осуществлялись вовсе, а другие трансформировались в зависимости от политической обстановки. Одной из первых началась военная реформа. Страна была поделена на военные округа, срок службы был сокращен до 7-8 лет. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Срок службы для лиц, имевших образование, значительно сокращался. Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным. По этой же причине с большим опозданием и существенными отступлениями от статута проводилась в Беларуси и судебная реформа. Только в 1872 г. были введены мировые суды. Мировые судьи здесь не избирались, а назначались из числа помещиков министром юстиции. В 1882 г. в западных губерниях были созданы окружные суды и соответствующая прокуратура. Окружные суды Минской, Гродненской и Виленской губерний были отнесены к Виленской судебной палате. Витебской губернии - к Петербургской, а Могилевской - к Киевской. В 1889 г. был введен институт земских начальников, которые наделялись правом вмешиваться во все дела сельского самоуправления и безо всяких судебных формальностей накладывать на крестьян определенные наказания. В Беларуси (только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях) закон о земских начальниках был введен лишь в 1900 г.
Школьная реформа проводилась в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» и «Статутом гимназий и прогимназий» 1864 г. В основу этих документов был положен принцип всесословности образования. Расширилась сеть начальных школ. Среднее образование
1. Разработка и реализация проекта земской реформы
Суть земской реформы, ставшей частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права состояла в введении выборного местного самоуправления. Земская реформа имела историю, уходящую к правлению Александра I.
М.М. Сперанский по заказу императора подготовил проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Избиратели для выборов волостных дум отбирались не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На волостных собраниях избирались делегаты в уездную думу. В свою очередь уездные думы выбирали делегатов в губернию, а губернские - в Государственную думу [4].
Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения. Она не предусматривала ни волостных дум, ни Государственной думы. Земство кончалось на уровне губернии. То есть отсутствовала преемственность, хотя именно это подразумевалось. Ведь главным аргументом в поддержку реформы было то, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона. Власть ограничивала земство только определенными задачами, а общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания.
До 1860-х годов местное управление в России было прочно привязано к централизованной бюрократии самодержавной системы. Ущербность этого осознал к концу своего правления даже Николай I. В 1859 г. началась подготовка земской реформы. Ведущую роль играли граф Петр Александрович Валуев, занимавший в конце 1950-х годов пост директора департамента в министерстве государственных имуществ, и товарищ министра внутренних дел Николай Алексеевич Милютин. 29 июня 1862 г. ставший министром внутренних дел П.А. Валуев предложил увенчать
2. Восстание 1863-1864 гг. и его роль в подрыве доверия царских властей к населению белорусских земель
В многонациональных западных губерниях Российской империи по-прежнему остро стоял польский вопрос. В польский патриотический лагерь входили демократы, или «красные», выступавшие за восстание, и либералы, или «белые», — сторонники мирных средств борьбы. Среди «красных» не было единства во взглядах на методы достижения своих целей. Они делились на правых (умеренное крыло) и левых (представителей революционно-демократических кругов). Первые делали ставку на шляхту и опасались широкого крестьянского движения. Они признавали равенство национальных прав белорусов, литовцев, украинцев с поляками, но выступали за единую независимую Польшу в границах 1772 г. Правые предусматривали наделение крестьян землей за счет ее частичной конфискации у помещиков при обязательной денежной компенсации. Левые рассчитывали на крестьянскую революцию. Успех восстания, по их мнению, был гарантирован только в случае союза и при условии единства действий с российскими революционерами. Аграрный вопрос планировалось решить путем ликвидации помещичьего землевладения.
Противников восстания называли «белыми». Это были преимущественно помещики, средняя буржуазия, часть интеллигенции. «Белые» не хотели никаких социально-экономических преобразований, категорически отрицали право на национально-политическое самоопределение литовцев, украинцев и белорусов. Они хотели добиться восстановления Польши в границах 1772 г., используя давление западноевропейских стран на российские власти.
3. Особенности проведения земской реформы на белорусских землях
Крестьянская реформа 1861г. стала важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она вместе с следующими за ней государственными реформами буржуазного содержания укрепила прочное положение Российской империи среди крупнейших мировых держав. Поэтому отмена крепостного права в Российской империи являлась региональной проявлением общего исторического процесса. В той или иной форме в разных странах происходила постепенная ликвидация феодальной
зависимости крестьян, в том числе крепостных отношений. В то же время нельзя считать реформу 1861 только буржуазной или крепостнической на основании того, что она осуществлялась царскими властями и сохраняла помещичье землевладение. История не имеет примеров отмены крепостничества «снизу», и нигде одновременно не были полностью лишены собственности на землю бывшие владельцы крепостных. Особенностью и одновременно весомым доказательством в пользу буржуазного характера отмены крепостного права является и то, что этот акт был первым в ряду государственных преобразований в направлении к построению буржуазного
общества.
Менялись не только отношения между крестьянами и помещиками; но и образ крестьянской жизни. Бывшие крепостные крестьяне получили личную свободу.
Общее положение 19 февраля 1861 г. определило новый порядок управления крестьянами на низшем уровне. Согласно ему на крестьянских землях вводились новые административные единицы сельские общины и волости, с выборными должностными лицами. Как правило, те крестьяне, что
Заключение
Вторая половина XIX века - время реформ и государственных преобразований, последствием которых явилось перерождение России феодальной в Россию буржуазную.
Изменилась вся общественная структура, в том числе и государство, и право, и социально-экономический строй. Конечно, рождение нового социально-экономического строя неизбежно должно было пройти длительный путь, и реформы второй половины XIX века лишь первый шаг на этом пути. Но зато шаг наиболее трудный и исторически значимый, поистине революционный. Поэтому вполне уместна его оценка многими исследователями как «революции сверху», однако, по ряду причин незавершенной.
Историческое значение опыта реформ состоит также в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный толчок капиталистическому развитию страны без каких-либо серьезных потрясений и социальных катаклизмов.
Реформы не были доведены до своего логического завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Зарождение парламентаризма не состоялось. Соответственно не завершена была и «революция сверху». Этот провал попыток конституционной реформы, поворот к политике контрреформ не только оттолкнул от правительства либеральные слои общества, он содержал в зародыше тот фактор, который в сочетании с нерешенностью аграрной, социальной, национальной проблем привел Российское государство, в конечном счете, к революционным катаклизмам 1905-1907 годов и 1917 года.
Восстание 1863—1864 гг. носило национально-освободительный характер. Его главной целью было национально-государственное возрождение Речи Посполитой в границах 1772 г. Ориентация повстанческого шляхетского руководства на реализацию преимущественно польских государственных и социально-культурных интересов не способствовала присоединению к восстанию широких слоев белорусского и литовского населения. Но под давлением восстания российские власти были вынуждены пойти на значительное смягчение условий крестьянской реформы 1861 г. в белорусских и литовских губерниях. Крестьяне Беларуси оказались в более выгодном экономическом и правовом положении, чем крестьяне других губерний России. Восстание дало толчок развитию белорусского национального движения. Но восстание имело и отрицательные последствия. Так, в 1860—1870-х гг. в Беларуси не была проведена земская реформа.
Лишь в 1903—04 гг. в белорусских губерниях вводилось «Положение об управлении земским хозяйством».
1. Великие реформы в России 1856-1874 / Под ред. Л. Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 336 с.
2. Высочайше утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 01.01.1864 [Электронный ресурс]// Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории» / Режим доступа: http://док.история.рф. – Дата доступа: 12.12.2015.
3. Гісторыя Беларусі ў 6 т. Том 4. Беларусь у складзе Расійскай імперыі/ Пад рэд. М. Касцюк. – Минск: Экоперспектива, 2005. - 519 с.
4. Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России. 1861-1874 (К вопросу о выборе пути развитая) // Великие реформы в России. 1856-1874. –М., 1992. – С.35 – 41.
5. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. – М., 1993. – 352 с.
6. Самбук С.М. Политика царизма в Белоруссии во второй половине XIX века / С.М. Самбук. – Мн., 1980. – 155 с.