Введение
1. Формирование либеральной идеологии в Беларуси под влиянием Запада и особенности российского либерализма 60 – 90 – гг.: славяне – нофилы западники, либеральное народничество, «легальный марксизм»
2. Революционные демократы 60 - х годов. Народническое движение: формирование, идеология, сущность. Отражение белорусской национальной идеи в идеологии народничества. Пропаганда белорусскими народниками идеи национального возрождения
3. Крестьянское и рабочее движение. Народнические и социал-демократические организации в Беларуси. Начало пропаганды марксизма
Заключение
Список использованных источников
Во второй половине XIX века в общественно-политическую жизнь Беларуси активно включились представители третьего сословия-разночинцы, получившие название народников. Их идеология сформировалась как протест крестьянства и других низших слоев населения против пережитков крепостничества и развивающегося капитализма. Центральное место в учении народников занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Народники считали капитализм в России не естественным и необходимым процессом, а случайностью, не имеющей прочных корней, уклонением страны с предписанного ей исторического пути развития. Поэтому они считали необходимым переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. В народничестве сложились 3 программы осуществления социалистической революции: бунтарская(Бакунин), пропагандистская (Лавров), заговорщическая (Ткачев). С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876) народническое движение в Беларуси развивалось под ее непосредственным влиянием. Центром движения стал город Минск, где наиболее активно действовал кружок Веллера, созданный в 1877 году. В 1879 году произошел раскол «Земли и воли» на две организации: «Чёрный передел» и «Народную волю». Отказавшись от политической борьбы, народники считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. «Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия за индивидуальный террор. Особенно повысился авторитет «Народной воли» после 1 марта 1881 года, когда бомбой, брошенной уроженцем Минской губернии Гриневицким, был убит Александр II. В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Члены группы ( Марченко, Ратнер и др.) признавали программу «Народной воли», но считали необходимым объединить все революционные силы России для свержения самодержавия.
1. Формирование либеральной идеологии в Беларуси под влиянием Запада и особенности российского либерализма 60 – 90 – гг.: славяне нофилы западники, либеральное народничество, «легальный марксизм»
Либеральная идеология на протяжении последних II-х веков, и особенно в 90-е годы XX века, играла важную роль в прогрессивном политическом развитии России. И в прошлом, и в нынешнем столетии российский либерализм представлял собой идеологию “западничества”, направление общественной мысли, которое, признавая особенности исторического пути России, настаивало на принципиальной возможности её модернизации, развития в ней присущих западному обществу институтов. Поэтому либерализм - это своеобразный “цивилизационный выбор”, определенная позиция в споре между сторонниками “евразийцев” и “западников”, возобновляемом на каждом витке модернизации в России.
Следует заметить, что позиция либералов никогда не заключалась в слепом копировании западных институтов и не предполагала простого переноса западных идей на отечественную почву - упрёки оппонентов в обратном не имели под собой оснований. “Западники”, как и “славянофилы”, напряженно искали пути решения российских проблем, они прекрасно сознавали, сколь многим эти проблемы отличаются от европейских, в особенности если речь касалась соотношения личности и государства в российских условиях, и в либеральных теориях видели скорее предмет для размышлений, чем готовые рецепты. "интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории.
В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — теория "официальной народности". Автором этой теории был министр народного просвещения граф С. А, Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жизни: "Самодержавие, православие, народность". В основе ее точка зрения, что самодержавие — исторически сложившийся устой русской жизни; православие — нравственная основа жизни русского народа; народность — единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, направленные против коренных народных интересов.
2. Революционные демократы 60 - х годов. Народническое движение: формирование, идеология, сущность. Отражение белорусской национальной идеи в идеологии народничества. Пропаганда белорусскими народниками идеи национального возрождения
На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно демократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок.
В.И. Ленин, изучавший русское народничество, выделял три его характерные черты: 1) признание капитализма в России упадком, регрессом, 2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянина с его общинной артелью и т.п. в частности, 3) игнорирование связи "интеллигенции" и юридико-политических учреждений в стране с материальными интересами определенных общественных классов.
Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по-иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы (или недооценивали ее значение).
Со второй половины ХIХ века начался новый период в освободительном движении в России – разночинский. Его яркими представителями были народники. Народническая идеология рождалась на базе идей Чернышевского, но многое в ней восходит к русскому социализму Герцена.
Общими чертами народнической идеологии являются: признание капитализма упадком, регрессом; вера в то, что Россия минует эту стадию и через крестьянскую революцию перейдет непосредственно к социализму; крестьянская община – ячейка социализма. Идеология революционного народничества развивалась в трех направлениях: пропагандистское (Лавров), бунтарское или анархистское (Бакунин), заговорщическое (Ткачев).
Лавров считал, что историю двигают одинокие, критически мыслящие личности, но они должны найти поддержку в народе. Следовательно, надо идти в народ и готовить его к революции. Бакунин считал, что революция в подготовке не нуждается, к ней народ подтолкнут нужда и бедствия. Он был противником всякой государственности. Ткачев не верил в общинный социализм и революционные возможности крестьянства и считал революцию результатом заговора с помощью сильной конспиративной организации.
3. Крестьянское и рабочее движение. Народнические и социал-демократические организации в Беларуси. Начало пропаганды марксизма.
Революционное народничество, возникшее в освободительном движении России в н. 70-х гг. XIX в., явилось выразителем интересов крестьянства. Основными деятелями его стали разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, основателями которой были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Известными деятелями общероссийского народнического движения 70-х гг. были студенты уроженцы Белоруссии М.Судиловский, С.Ковалик, Г.Исаев, И.Гриневицкий, А.Бонч-Осмоловский и др.
Народники объективно выступали против крепостнических пережитков в деревне, но вместе с тем они верили в возможность особого, некапиталистического пути развития России. Поэтому они выступали против капитализма, полагая возможным переход от феодализма прямо к социализму путем крестьянской революции, при этом ячейкой социализма они считали сельскую крестьянскую общину. Это была утопическая теория. Но тем не менее народники пытались реализовать идею революции, поднимая крестьян путем т.наз. "хождений в народ".
В 70-е гг. XIX в. народнические кружки появились в Белоруссии, в городах Могилев, Горки, Минск, Гродно, Пинск, Слуцк, Витебск. Их организаторами являлись столичные студенты, выходцы из Белоруссии. В этих кружках изучалась нелегальная литература. Народнические кружки поддерживали тесные связи с революционной интеллигенцией Петербурга, Москвы, Киева. С возникновением в Петербурге организации "Земля и воля" народническое движение в Белоруссии развивается под ее влиянием. Центром народнического движения стал Минск. Среди минских кружков выделялся кружок М.Веллера. Члены кружков вели пропаганду среди интеллигенции, учащихся, рабочих, также среди крестьян с целью поднять их на восстание. В Белоруссии предпринимались попытки "хождения в народ". Наиболее активным пропагандистом среди крестьян был гимназист Н.Забела. Однако хождение в народ не вызвало крестьянских выступлений. Крестьяне не восприняли идей народников, которые они пытались внушить, напротив, они нередко становились инициаторами задержаний пропагандистов.
История государства "СССР" завершилась, но осталось множество вопросов. И один из них состоит в следующем: а возможны ли социализм и коммунизм как реальные общественно-экономические формации в принципе? Ответ на данный вопрос полностью зависит от определения. Без определения исчезает предмет рассмотрения. Все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в эти слова. В одном случае они означают утопию, а в другом - неизбежность. И во всех этих "случаях" мы не разобрались до сих пор, несмотря на то, что пытались (или только создавали видимость, что пытались) это сделать "с научных позиций" на протяжении всех лет советской власти. Ни о каких критериях, признаках или принципах никто даже не упоминал. Слово "наука" так и осталось заклинанием.
Заметим, что некоторые современные исследователи категорически настаивают на том, что нет необходимости в корректном определении социализма. Здесь, якобы, все очевидно и предельно ясно, здесь вполне достаточно интуитивного представления, которым владеют все люди. Согласиться с таким мнением никак нельзя. Вся история многочисленных революций свидетельствует о том, что их участники очень редко понимали друг друга. На протяжении всего ХХ столетия революционеры занимались пустопорожней говорильней о социализме, доказывая лишь отсутствие понимания предмета. Поэтому вполне закономерно их деятельность если и имела успех когда-либо, то лишь условно, временно.
Наука о социализме фактически не смогла стать таковой. Поэтому в массовом сознании социализм связывается с отсутствием частной собственности на средства производства, а коммунизм - с возможностью бесплатного получения материальных благ* . И это все. При этом труд и производительные силы рассматриваются как нечто второстепенное. Эти наивные и в высшей степени примитивные определения, рассчитанные прежде всего на непросвещенность умов пролетариев, составляют то единственное, что можно найти в так называемой "Теории научного коммунизма". Сегодня уже давно нет тех пролетариев, а "теория" осталась той же самой убогой, "пролетарской". Даже будучи отброшенной она все равно осталась последним словом, поскольку не было ее анализа и критики. Официальная наука до сих пор не внесла какой-либо ясности. Она молчит. Ее нет.
Слова "социализм" и "коммунизм" человечество употребляет не одну сотню лет. Но, к сожалению, до сего дня не сложилось общепринятого представления о том, что они означают. Есть лишь множество замечаний и суждений, которые не приведены в систему. До сих пор нет определений, пользуясь которыми в процессе общения, люди могли бы иметь в виду конкретное одно и то же. Многие "очевидные" понятия сегодня также туманны, как и до рождения Маркса. Его колоссальный авторитет не сослужил доброго дела в данном вопросе, а скорее наоборот. Марксисты-ленинцы, будучи "самыми верными последователями марксизма", тоже решили ничего не уточнять. Есть множество сторонников социализма, но все они также не понимают друг друга, как строители Вавилонской башни в известной библейской легенде. Такое отсутствие взаимопонимания, например, в науке - недопустимо и невозможно.
1. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма/ Н.А. Бердяев – М.: Наука, 1990. – 224 с.
2. Бич, М.О. рабочее движение в Белоруссии в 1861 – 1904 гг. / М.О. Бич; ред. И.М. Игнатенко. – Минск Наука и техника, 1983. – 280 с.
3. Бич, М.О. Развитие социал – демократического движения в Белоруссии в 1883 – 1903 гг. / М.О. Бич. – Минск: Наука и техника, 1973. – 232 с.
4. Козляков, В. Идеи социализма и белорусское национальное возрождение (от 19 в. До 20 – х гг. ХХ в.) / В. Козляков// Беларуская думка – 1996. - № 2. – С. 114 – 124.
5. Крук, У.П. Сялянскі рух на Беларусі, 1864 – 1900 гг. / У. П. Крук; пад рэд. М.В. Біча. – Мінск: Навука і тэхніка, 1993. – 175с.