Введение
1. Проблемы инвалидов в Республике Беларусь
2. Понятие социального обслуживания, социального обеспечения
3. Социальные учреждения для инвалидов
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране пристальное внимание уделяется проблемам инвалидов. Специалисты разных профессиональных направлений работают над методикой разнопланового сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специализированных зданиях, на конференциях и научно-практических форумах. Несмотря на это, остаётся потребность в систематическом и целенаправленного исследование вопросов инвалидов, как на государственном, так и на областных и районных уровнях.
Инвалидом считается лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности по причине физических или умственных недостатков нуждается в социальной защите и опеке. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также в возможности заниматься трудовой деятельностью.
В Республике Беларусь социальная политика активно занимается решением проблемам инвалидов.
Инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь и иных актах законодательства.
Любой инвалид имеет право на гарантированную помощь со стороны государственных органов, когда не удовлетворить свои жизненные потребности своими силами.
Государство обеспечивают получение инвалидами образования, профессиональной подготовки и их трудоустройство. Незыблемым правом таких людей остаётся право на уважение их чести и достоинства. Запрещается и преследуется по закону и дискриминация инвалидов.
1. Проблемы инвалидов в Республике Беларусь
Сегодня в Беларуси проживает около 480 тысяч инвалидов, из них около 30 тысяч составляют дети.
Инвалидность - проблема не одного человека, а всего общества и государства в целом.
Несомненно, что инвалиды на протяжении жизни сталкиваются с огромным количеством социальных и бытовых проблем. Одной из них считается одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников. Труднее им получить образование, устроиться на достойную работу. Часто доход инвалидов значительно ниже среднего, а необходимость в медицинской и социальной помощи намного выше, чем у обычных граждан. У многих из них нет семьи, обычно они не участвуют в общественной жизни. Это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.
Правительство Республики Беларусь рассматривает инвалидов как одну из приоритетных групп населения в плане социального обеспечения и социальной помощи, однако недостаток статистических данных о положении инвалидов не позволяет в полной мере оценить позитивные результаты осуществления государственной политики и законодательных мер в отношении инвалидов, а также учесть специфические потребности и нужды инвалидов.
2. Понятие социального обслуживания, социального обеспечения
Законодательство о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь, иных нормативных правовых актов Республики Беларусь. Нормы законодательства о социальной защите инвалидов, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства о социальной защите инвалидов, подлежат непосредственному применению. Кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Социальное обеспечение - система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Оно должно помочь инвалидам реализовать конституционное право на материальное обеспечение и социальное обслуживание в престарелом возрасте, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях установленных законом.
Классификация социального обеспечения:
- пенсионное обеспечение;
- система пособий;
- систем льгот нуждающимся категориям граждан;
- система профессионального обучения, трудоустройства;
- протезно-ортопедическая помощи инвалидам;
- социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, нуждающихся в помощи, или находящихся в непростой жизненной ситуации;
- социальная помощь семье и детям.
3. Социальные учреждения для инвалидов
Социальные службы Белорусского государства возложили на себя ответственность о содержании граждан, не имеющих возможность прожить в семье и нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Они помещаются в стационарные учреждения социальной защиты – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, где им предоставляют медицинское, бытовое и культурное обслуживание, материальное обеспечение.
Непосредственно дом-интернат предназначен для постоянного и временного проживания на полном государственном обеспечении или за плату, одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.
Дома-интернаты делятся на:
- дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа;
- дома-интернаты для инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет;
- детские дома-интернаты;
- специальные дома-интернаты;
- Республиканский интернат ветеранов войны и труда.
Дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа создается, реорганизуется и ликвидируется решением местных исполнительных и распорядительных органов, постановлением Совета Министров. Социальное учреждение такого типа состоит на бюджете или области, или района, имеет баланс доходов и расходов, имеет права юридического лица, печать и штамп.
Расположение дом-интернат определяется в специально построенном или приспособленном здании, которые соответствуют санитарно-гигиеническим требования, противопожарным нормам безопасности.
Основными задачами домов-интернатов являются:
- осуществление социальной защиты престарелых и инвалидов путем предоставления материально-бытового обеспечения, создания для них условий проживания, уважительного отношения к проживающим;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована на их конкретные нужды и потребности. Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится оказание этой помощи.
Инвалиды в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка. Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
1. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. N 1224-XII (с изменениями и дополнениями)
2. Андреева, И. Н. Антология по истории и теории социальной педагогики / И. Н. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
2. Глинская, Т.Н. Инвалидность населения как проблема общественного здоровья / Глинская Т. Н. – М.: БелМАПО, 2008. – 36 с.
3. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. В. Василькова. – 6-е изд. - М.: Академия, 2007. – 448 с.
4. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах"./ Методич. рекоменд. - М., 1985, 36с.
5. Инвалидность и общество: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию образования ОО "БелОИ", Минск, 4 июля 2008 г. / [редкол.: Э. И. Зборовский (отв. ред.), С. М. Сивец, К. Э. Зборовский]. – М.: Белорус. о-во инвалидов, 2009. – 291 с.
6. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник для вузов по специальности «Социальная работа» / Л. В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
7. Мартынова, В.В. Социальная педагогика: прогр.метод. комплекс – (серия «Социальная педагогика. Социальная работа») /В.В. Мартынова.- Минск, 2008.- 83с.
8. Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи / Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. – М.: Педагогика, 2002. – 160 с.
9. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 200 с.
10. Никончук, А. С. Профессиональная культура социального педагога/ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы – детям» / А. С. Никончук. – Мн., 2001.- 248 с. 28.
11. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога : для студ. по спец. ву- зов [и др.] / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
12. Пантюк, И.В. Теоретические основы социальной работы / И. В. Пантюк. – Мн.: Амалфея, 2010. – 387
13. Профессиональная культура социальных педагогов / С. А. Валаханович, О. В. Липневич, И. И. Калачева и др. – Мн.: НИО, 2002. 30. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. пед. и психол. ву- зов / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368 с.
14. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: / М. В.Шакурова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.