- следить за своими мыслями, не поддаваться негативным размышлениям, стараться уделять больше внимания положительным сторонам жизни, а проблемы решать по мере их поступления. Это может помочь достичь оптимального рабочего состояния.
Чарли, я думаю, можно назвать личностью со своим внутренним миром, переживаниями, сомнениями, тревогами и вопросами. При чём его можно назвать личность как после эксперимента по повышению уровня интеллекта, так и до него. До эксперимента она работал, учился, взаимодействовал с людьми, хотел стать умнее, хотел, чтобы отношение матери к нему поменялось, да, может он не понимал многих вещей, которые начал понимать после эксперимента, но. думаю, уже тогда он был личностью. Личность – это человек, обладающий определённым набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие другого человека от остальных; система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
4. Посмотрев фильм «Повелитель мух» или прочитав одноимённое произведение У. Голдинга, объясните, почему в группе детей, попавших на остров, была затруднена совместная деятельность. Выполняя задание, используйте следующие теоритические понятия: групповые процессы, групповая динамика, статус, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы, конформизм.
В группе детей, попавших на остров, была затруднена совместная деятельность, т.к. большинство не придерживалось групповых норм: выполнять указания главного (Ральфа), говорить тогда, когда в руках рог, поддерживать сигнальный костёр, жарить мясо только у главного костра, работать, не искать несуществующего зверя. Ральф был выбран лидером, но и Джек претендовал на этот статус, что разбило группу детей на две части, которые не могли между собой договориться и в каждой были свои правила. Вернее, в группе Ральфа были правила, а в группе Джека, по сути, был хаос. После того, как часть ребят перешли к Джеку, большинство последовали за ними и, повторяя за Джеком и его охотниками прониклись идеей, что надо уничтожить зверя, что было проявлением конформизма. Также были нарушены групповые процессы развития, сплочения и нормативного давления. Большинство детей хотели найти и убить зверя, но Ральф не был с этим согласен из-за чего не вписывался в систему групповых ожиданий и, в итоге, роль лидера у него осталась только формально.
5. Предложите приёмы взаимодействия для эффективного межличностного общения. Приёмы для эффективного межличностного общения:
- не поддаваться схемам первого впечатления, таким как: эффект превосходства, эффект внешней привлекательности, эффект отношения к наблюдателю. Трезво оценивать себя и партнёра по общению;
- прислушиваться к другой точке зрения, рассматривать ситуацию с разных углов;
- при оценке другого человека стараться не основываться на его внешности или на его расе, поле, ориентации, исходя из сложившихся стереотипов, а узнавать личностные качества;
- для понимания другого человека развивать эмпатию, ставить себя на место другого, стремиться понять его чувства, а, соответственно, и поступки;
- развивать свои личностные качества, свою индивидуальность;
- не оценивать поступки человека без достаточного количества информации о причинах этих поступков.
6. Перечислите сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек говорит неправду
- меняется интонация, темп речи – она ускоряется или, наоборот – замедляется, растягивается;
- бегающий взгляд, избегание смотреть на собеседника;
- мгновенное напряжение лицевых мышц;
- человек краснеет или бледнеет, часто моргает;
- человек прикрывает рот, прикасается к носу, оттягивает воротник;
- человек неестественно улыбается, трогает волосы.
7. Выполните в таблице сравнительную характеристику основных направлений исследования лидерства в психологии, предложив самостоятельно критерии сравнения. Приведите примеры лидерства по книге Дж. Ландрама «14 гениев, которые ломали правила».
Несколько примеров лидерства по книге Дж. Ландрамма «14 гениев, которые ломали правила»:
- власть знаний. Информация - краеугольный камень знаний; стало быть, способность воспринимать информацию и манипулировать ею становится чрезвычайно важной для захвата власти. Знания также являются ключом к захвату личной власти, так как это основной компонент самоуверенности и энтузиазма. Примеры людей, которые ипользовали власть знаний для достижения успеха в своей области: Никола Тесла и Мария Монтессори;
- титулярная власть. Руководящая власть основывается на положении или ранге внутри организации. Эту власть нельзя взять самому, она доверяется правителями, хозяевами или голосами избирателей. Примеры людей, обладающих такой властью: Элена Рубинштейн и Говард Хьюз;
- финансовая власть. В большинстве ситуаций экономическая власть доминирует над физической. Примеры людей: Говард Хьюз и Руперт Мердок.
8. Приведите примеры перечисленных ниже способов властного воздействия:
Власть принуждения: например, когда учитель говорит ученику, что если тот не останется после уроков мыть окна, то он поставит ему плохую оценку по его предмету за четверть. Принуждение через страх. Власть связей: например, когда руководитель говорит о дружеских отношениях, связях с теми, кто стоит выше по рангу, что добавляет ему авторитет в глазах подчинённых и усиливает его власть, т.к. он может как поощрить подчинённого благодаря этим связям, так и наказать. Власть эксперта: например, когда учитель говорит ученику, что и как именно ему нужно сделать (каким способом решать уравнение), опираясь на то, что у него больше знаний и опыта.
9. Сформулируйте факторы, обусловливающие эффективное обучение студентов в вузе, опираясь на теоритические положения психологии и педагогики и собственный опыт. При выполнении задания опирайтесь на определение эффективности как степени соизмерения результатов с затратами, т.е. получения максимального результата при минимальных затратах
Факторы, обусловливающие эффективное обучение студентов в вузе:
- использование мультимедийных установок для наглядного представления материала;
- профессионализм преподавателей;
- внешняя мотивация к обучению у студентов;
- внутренняя мотивация к обучению студентов;
- отношение преподавателя к своему предмету (если преподаватель увлечён тем, что преподаёт, то вслед за ним увлекаются и студенты);
- разумное распределение времени в соответствии с поставленными задачами;
- демократический стиль руководства;
- промежуточный и финальный контроль знаний в процессе обучения;
- доброжелательная психологическая атмосфера в группе;
- взаимопомощь в группе;
- обратная связь в процессе обучения.
10. Что значит плодотворное существование с точки зрения Э. Фромма?
Плодотворность – это реализация человеком присущих ему возможностей, использование своих сил. Но что такое «сила»? Ирония заключается в том, что это слово обозначает два противоположных понятия: силу – способность и силу – господство. Однако эта противоположность особого рода. Сила-господство действует, если парализована сила-способность. «Сила-господство» – это извращенная форма «силы-способности». Способность человека плодотворно использовать свои силы – это его потенция; неспособность – его бессилие. Силой своего разума он может проникнуть вглубь явлений и понять их сущность. Силой своей любви он может разрушить стену, отделяющую одного человека от другого. Силой своего воображения он может сделать зримыми вещи, еще не существующие; он может планировать и так начинает творить. Когда потенция отсутствует, человеческое отношение к миру извращается в желание господствовать, проявлять свою силу над другими, обращаться с ними, как с вещами. Господство идет в паре со смертью, потенция – с жизнью. Господство проистекает из бессилия и в свою очередь развивает это бессилие, ибо если индивид может заставить кого-то другого служить ему, все более и более парализуется его собственная потребность быть плодотворным.