1. Роль творчества Б.С. Житкова в развитии детской литературы.
2. Анализ русских произведений малых фольклорных жанров: О. Капицы «Песенки», М. Булатова «Ладушки», И. Карнауховой «Рассыпушки», В. Федяевой «Солнышко-ведрышко» и др.
Список используемых источников.
1. Роль творчества Б.С. Житкова в развитии детской литературы.
"В основе... детской литературы должно быть вдохновение и творчество. Ей нужны не ремесленники, а большие художники. Поэзия, а не суррогаты поэзии. Она не должна быть придатком к литературе для взрослых. Это великая держава с суверенными правами и законами..."
Такие мысли высказывал М. Горький на заре создания советской литературы для детей - в 20-х годах.
Одним из первых строителей этой "великой державы", трудившихся над ее созиданием, одним из тех "больших художников", которые провозгласили и утвердили ее "суверенные права и законы", был Борис Степанович Житков (1882-1938).
Вместе с работниками всей советской литературы Житков исходил из уверенности, что литература для детей есть большая и активная часть воспитания.
Для ребенка книга - это учебник жизни; опыт, полученный ребенком из книги, имеет для него чуть ли не ту же цену, что его собственный реальный жизненный опыт; он прямо и непосредственно черпает из книги правила поведения, он либо стремится во всем подражать ее героям, либо ненавидит их. Житков высоко ценил активность детских чувствований, ценил присущее ребенку желание "сейчас же ввязаться в борьбу", "стать сейчас же на ту сторону, за которой ему мерещится правда".
Житков ясно понимал, ясно помнил (в нем жила неумирающая память о детстве), что книга, прочитанная ребенком, так же как и слово, услышанное в пору ребячества, запоминается на всю жизнь; мало того, оно создает характер, волю, чувство, и "кто знает, - писал он, - когда оно выплывет и окажет незримое свое действие в поступках взрослого человека". Цитируя неуклюжие поучительные стишки, прочитанные им, когда он был маленьким, Житков рассказывал: "Вот уже полвека, а не испарились они из моей памяти. Ответственные, выходят, стихи! Но как плохо!" В статьях о детской литературе он постоянно употреблял это слово: "ответственный".
2. Анализ русских произведений малых фольклорных жанров: О. Капицы «Песенки», М. Булатова «Ладушки», И. Карнауховой «Рассыпушки», В. Федяевой «Солнышко-ведрышко» и др.
Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.
Так, например, В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова». Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми.
Эмоциональное общение - это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины руки, ее голос, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это очень важно для ребёнка.
И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нем сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. М., 2000.
2. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М., 1989.
3. Зарубежная литература / Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А. Николаева, Т.А. Чеснокова. М., 1998.
4. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.Я. Мещяряковой, И.С. Чернявской. М., 1989.
5. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. М.П. Михальской. М., 1997.
6. Кузнецова Н.И., Мещерякова Н.Я., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей / Н.И. Кузнецова, Н.Я. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. М., 1995.
7. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги / Л.С. Кудрявцева. М., 1998.
8. Литература Древней Руси: Библиографический словарь / Под ред. О.В. Творогова. М., 1996.
9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. М., 1987.
10. Писатели мира детям. Хрестоматия художественной детской литературы / Сост. Э.И. Иванова. М., 1991.
11. Рассказы об авторах ваших книг. XX век / Под ред. Н.Я. Мещеряковой. М., 1997.
12. Русская литература для детей / Под ред. Т.Д. Полозовой. М., 1997.
13. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь / Под ред. А.В Терновского. М., 1997.
14. Сетин С.И. История русской детской литературы: Конец XVIII - первая половина XIX в. / С.И. Сетин. М., 1990.
15. Славянская мифология: Справочник / Сост. Ф.С. Капица. М., 1999.
16. Энциклопедия фантастики. Минск, 1995.
17. Баразна М. Белорусская книжная графика / М. Баразна. Минск, 2001.