ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
КАК СКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СМЕРТИ ВЗРОСЛОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ
Что нужно принять во внимание.
Некоторые дети от пяти до семи лет не полностью понимают окончательность смерти. Бывает, что им приходится неоднократно говорить, что дорогой им человек умер и больше не вернется.
Дети учатся тому, как переживать горе, от тех, кто о них заботится. Если взрослые стойко переживают смерть близкого человека и не показывают свою печаль, то дети усваивают, что показывать чувства и задавать вопросы недопустимо. И тогда им приходится скорбеть как-то в одиночку.
Предвидьте то, что дети будут проявлять эмоции или уходить в себя, если покойный был им очень близок и важен. Они могут вступать в споры, менее добросовестно относиться к урокам или изолироваться от прежде приятных им занятий.
Если смерть была неожиданной или насильственной, у детей могут появиться кошмарные сны или другие более сильные проявления последствий стресса.
В восстановительном процессе чрезвычайно важную роль играют ритуалы. Заупокойная служба, поминки и похороны помогают лучше осознать реальность того, что близкий человек действительно умер. Они также служат своего рода демаркационной линией, помогающей людям жить дальше.
Воспоминания. Просматривайте фотографии и видеокассеты. И хотя поначалу это бывает больно, приятные воспоминания служат очень важной составляющей восстановительного процесса, поскольку согревают вас от леденящих душу и печальных мыслей об утрате. Дети могут всегда скучать по дорогому им человеку, но со временем они перестанут плакать, вспоминая его, и смогут улыбаться.
Специалисты соглашаются в том, что продолжительность периода скорби и печали не одинакова для всех. Даже когда кажется, что ребенок живет хорошо, у него будет много моментов гнетущей печали, - особенно в первый год. Праздники, дни рождения и особые семейные даты могут усугубить эту печаль.
Как нужно говорить.
Будьте откровенны, но чувствительны. Пусть язык ваших жестов передает то, что реакция ребенка имеет для вас большое значение. "У меня очень печальные новости. Сегодня утром умер папа."
Если у детей есть вопросы, то ответьте на них честно. Страшные подробности следует упустить. "Помнишь, папа болел? Когда он был заложником, его болезнь обострилась. Обычно эта болезнь лечится, но папа был настолько слаб, он три дня был без еды, воды и сна, что лекарства не помогли, и он умер».
Детей будет беспокоить ваша безопасность, а возможно, и их собственная. Если ребенок спрашивает, умрет ли он, или когда собираетесь умереть вы, то нужно успокоить его, что вы будете жить долго, и он тоже. "Каждый человек рано или поздно умирает. Но большинство людей живут до глубокой старости. Когда я умру, вы все будете взрослыми, и будете жить со своими детьми в собственном доме».
Некоторые дети станут чересчур за вас переживать. Они могут беспокоиться, если, например, вы простудились, или ведете машину в плохую погоду. Выразите им СОЧУВСТВИЕ, а затем успокойте их, сказав, что всегда заботитесь о себе. "Кажется, ты беспокоишься, что я могу умереть так же как папа. Эти мысли пугают тебя. Но ты и твой брат (сестра или кто-то еще) - самое важное в моей жизни, и поэтому тебе нужно знать, что я очень хорошо забочусь о себе. Я всегда пристегиваюсь ремнями и веду машину очень осторожно».
Успокойте детей, напомнив о других моментах, когда они беспокоились, но все оказывалось хорошо. "Помнишь, как в прошлом месяце ты беспокоилась, когда мне нужно было принимать антибиотики от бронхита? Но я поправилась, не так ли?"
Сообщите свое мнение, когда знаете, что ребенок печалится, но ничего вам не говорит. "У нас обед, а мамы нет с нами. Я тоже по ней скучаю."
Придерживайтесь тех или иных религиозных убеждений. Они дают утешение. "Я знаю, что папа сейчас с Богом. Я действительно верю, что он сейчас смотрит на нас. Просто он не может с нами разговаривать. Каждый раз, когда мы молимся за него, он слышит нас. Он умер, но не перестал любить тебя."
Большинство маленьких детей способны присутствовать на поминках и похоронах. Почувствуйте сами, брать их туда с собой или нет. Если их пугает идея того, что они увидят покойника, то объясните им, что на похоронах присутствуют в основном взрослые, а детям туда идти те обязательно. Возможно, будет полезно провести с детьми некий ритуал: прочесть молитву вместе, послать воздушный шарик "в небеса" или написать короткое письмо покойному и сжечь его, а пепел развеять, пояснить, что так смысл письма дойдет до папы.
Если ваш ребенок собирается присутствовать на похоронах, объясните, что он увидит. "Папа будет лежать в гробу. Его руки будут сложены на груди. Возможно, он будет выглядеть не таким, каким ты его помнишь, потому что, когда человек умирает, его внешность несколько меняется. Каждый захочет встать перед гробом и попрощаться с папой. Если захочешь, ты можешь тоже это сделать." Предупредите ребенка, сколько времени вам предстоит провести на похоронах.
ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ УТРАТЫ
Консультирование в случае смерти близкого человека
Консультирование людей, перенесших утрату, - это нелегкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции.
В жизни утраты более или менее ощутимы, но во всех случаях человек испытывает душевную боль, переживает горе. Утраты, как и многие события нашей жизни, не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Консультант может способствовать реализации этой возможности, если понимает природу утраты, ее связь с другими эмоциями, роль в становлении человека.
Для умершего смерть - абсолютный конец его земной жизни. Однако в душах близких и друзей человек еще продолжает существовать, по крайней мере некоторое время. Примирение с утратой - болезненный процесс, в котором от утраченного человека «отказываются» постепенно и с трудом. Но процесс совершенно естественен, и его не надо (форсировать. Никто недолжен вселять искусственный оптимизм в скорбящего, пытаться его чем-либо заинтересовать, занимать развлечениями. Смерть близкого - это тяжелая рана, и несчастный имеет право на скорбь.
Интенсивность и продолжительность чувства скорби у различных людей неодинаковы. Все зависит от характера отношений с потерянным человеком, от выраженности вины, от длительности траурного периода в конкретной культуре.
Душевные терзания как ярчайший компонент траура представляются скорее процессом, нежели состоянием. Перед человеком заново встает вопрос об идентичности, ответ на который приходит не как мгновенный акт, а через определенное время в контексте человеческих отношений.
Для описания процесса скорби часто используется модель Kubler-Ross (1969). Она предполагает чередование стадий отрицания, озлобленности, компромисса, депрессии, адаптации. Считается, что нормальная реакция скорби может продолжаться до года.
Сразу после смерти близкого человека возникает острая душевная боль.
На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует попытка отрицать реальность ситуации. Шоковая реакция иногда проявляется в неожиданном исчезновении чувств, "охлаждении", словно чувства проваливаются куда-то вглубь. Это происходит, даже если смерть близкого человека не была внезапной, а ожидалась долгое время. Отрицается сам факт смерти - «Он не умер (она не умерла)», «Этого не может быть», «Я не верю этому» и т. п. Об умершем нередко говорят в настоящем времени, он принимается во внимание при планировании будущего.
В процессе скорби непременно наступает озлобленность. Понесший утрату человек стремится обвинить кого-то в случившемся. Вдова может обвинять умершего мужа за то, что он оставил ее, или Бога, который не внял ее молитвам. Обвиняются врачи и другие люди, способные реально или только в воображении страдалицы не допустить создавшейся ситуации. Речь идет о настоящей злости. Если она остается внутри человека, то «подпитывает» депрессию. Поэтому консультант должен не дискутировать с клиентом и не корректировать его злобу, а помочь ей вылиться наружу. Только в таком случае уменьшится вероятность ее разрядки на случайных объектах.
После первой реакции на смерть близкого человека - шока, отрицания, злобы - происходит осознание утраты и смирение с ней. В статье «Скорбь и меланхолия» (1917) S. Freud назвал процесс адаптации к несчастью «работой скорби» (Trauerarbeit). Современные исследователи «работу скорби» характеризуют как когнитивный процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утраты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах (Stroebe, 1992). Этот процесс не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Имеется в виду очень тяжелая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Консультант способен доставить облегчение, однако его вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.
Типичное проявление скорби - тоска по умершему (Parkes, Weiss, 1983). Человек, переживший утрату, хочет вернуть утерянное. Обычно это иррациональное желание недостаточно осознается, что делает его еще глубже. Навязчивые мысли и фантазии об умершем постоянно лезут в голову. Его лицо видится в толпе; пропадает интерес к событиям, которые прежде казались важными, к своей внешности. Места и ситуации, связанные с умершим, приобретают особую значимость. Консультанту следует разобраться в символической природе тоски. Поиск умершего не бесцелен - он явно направлен на воссоздание утраченного человека. Не надо противиться символическим усилиям скорбящего, поскольку таким образом он старается преодолеть утрату. С другой стороны, реакция скорби бывает преувеличена, и тогда создается культ умершего. В случае патологической скорби нужна помощь психотерапевта.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
Сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.
Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Терапевтическая сказка – это сказочная история, построенная определенным образом с учетом конкретных страхов и особенностей ребенка. В таких историях очень важен главный герой, который встречается со своими страхами лицом к лицу. Ведь чем больше знаешь о том, что пугает, тем меньше боишься. По ходу действия главный герой может преодолевать разные препятствия или встречаться с монстрами и чудовищами. Дети с большим энтузиазмом воспринимают истории, где есть персонажи с теми же самыми проблемами, что и у них. Контекст этой истории может быть совсем непохожим на реальную жизнь, поскольку в сказке вполне уместны чудеса и необыкновенные события. Самое главное, чтобы в конце истории главный герой преодолел все препятствия и победил страхи.
Метафорическая сказка – это сказочная история, отражающая метафорический язык ребенка. Через сказку, ее персонажей и ситуации, в которые они попадают, ребенок учится разбираться в повседневных вещах, анализировать, понимать мир.
Сказка индивидуальная – это сказка, построенная специально для ребенка с учетом выявленных у него эмоциональных или поведенческих нарушений.
К художественным сказкам относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.
ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОГИ И БЕСПОКОЙСТВА, СВЯЗАННЫХ С РАЗВОДОМ РОДИТЕЛЕЙ
«Фея Равнодушие и Страна Надежды»
Ребенку читают сказку.
В стародавние времена, далеко-далеко, в той стране, где всегда лето, произошла эта история.
Жил-был мальчик, и было ему… лет. Он очень был похож на тебя, любил кататься на велосипеде, есть мороженое, играть в футбол с друзьями, кататься с родителями на аттракционах по выходным.
В семье ему жилось замечательно. Мама относилась к нему ласково, хотя и воспитывала строго, но мальчик понимал, что так нужно, и ему было приятно, что именно она — мама — хочет, чтоб из ребенка вырос такой же человечище, как папа, которого она, между прочим, всегда в пример ставила. Папа тоже занимался мальчиком: гулял с ним (именно он научил кататься на велосипеде нашего героя), а главное, у папы был еще один друг — автомобиль, возле которого они с сыном проводили много времени (что-то там все время барахлило). Отец возился под капотом, а сын в салоне нажимал на педали, чтобы папа мог оценить работу двигателя.
И так длилось долгое время. Но злая волшебница Равнодушие заколдовала родителей. Мама и папа стали часто ссориться. По вечерам бабушка, а не мама, сидела у кроватки и читала нашему мальчику сказки. А мама и папа на кухне о чем-то спорили и громко кричали. В эти моменты мальчику хотелось одновременно и спрятаться, сжавшись в комок, чтобы этого не слышать, и забежать на кухню, чтобы прервать разговор родителей, помешать им ссориться, помирить их. Или, наконец, заклеить им рты пластырем и, связав, уложить спать.
Наутро все просыпались расстроенными, у мамы были заплаканные глаза, у папы — сердитое лицо. Грустно и тоскливо было нашему мальчику.
И тут Равнодушие придумала новую козню — развод. Мама и папа решили, что вместе они жить не могут. Мальчик остался с мамой, так как именно она могла ухаживать за подрастающим сыном лучше всех и именно она умела выслушать сына, понять его и пожалеть. А папа уехал…
Тогда нашему мальчику стало совсем плохо, печальные мысли одолевали его. Ему казалось, что папа уехал, потому что разлюбил его и родители ссорились из-за него. А развод — это наказание ему за плохое поведение. Казалось, что этому не будет конца.
И вот однажды во сне ему явился волшебник из Страны Надежды. Он был высокий и красивый, голос похож на папин. Он посадил мальчика на колени, как делал это папа, когда они вдвоем смотрели по телевизору футбол. Это было очень удобно. Волшебник объяснил ему и про фею Равнодушие, и про то, что родители по-прежнему его любят.
Мальчику стало так тепло и хорошо, что утром он проснулся радостный и услышал телефонный звонок. Это был папа.
Затаив дыхание сын слушал, как отец приглашал его пойти погулять, покататься на велосипеде, а затем заехать в гараж, поковыряться в машине.
О, что за денек выдался тогда! Солнце припекало и поблескивало в спицах велосипеда. Глаза папы и сына сияли счастьем. Они держались за руки. И все бабушки во дворе говорили, что сын похож на отца. Когда же они возвращались домой, папа купил три порции мороженого и сказал: «Одно для мамы, передай ей».
В тот день мальчик понял, что в его жизни произошли перемены: у него стало два дома — мамин и папин, и родители его по-прежнему любят и ценят, каждый из них хочет быть рядом с ним всю жизнь. И даже фея Равнодушие не помешает этому счастью, потому что волшебник из Страны Надежды всегда будет с ним.
Слава, 9 лет (родители в разводе).
Очень внимательно слушает, а затем спрашивает:
— А потом они снова стали жить вместе? — Нет.
— Жалко.
После этого мы обсуждаем, почему иногда хорошие, порядочные взрослые не могут жить вместе.
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
«Личность ребенка в семье разведенных родителей» (В.М. Целуйко)
Ребенок переживает из-за малейшей ссоры родителей, боясь ее последствий и повторения. Потрясения, гнев, грусть, страх, подавленность - это только некоторые из тех сильных ощущений, которые испытывают дети после того, как узнают, что их родители собираются развестись. Напряженность этих чувств зависит от многих вещей, в особенности от того, как родители сообщили ребенку об этом, насколько напряжена атмосфера дома, с кем ребенок будет жить, с кем и когда видеться. Шок - это первая реакция на травматический опыт; он может принимать различные формы. Это нормальная и понятная реакция ребенка. Он объясняется естественными защитными реакциями организма. Часто после того, как проходит первый шок, вспыхивает гнев. Многим детям кажется, что родители их предали, что они испортили им жизнь своим решением.
Некоторые подростки вымещают свой гнев на ближайшем окружении - на своих друзьях или оставшемся родителе. Они, конечно, понимают, что это вряд ли справедливо, и, возможно, чувствуют себя виноватыми. Раттер М. показал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или вынужденного продолжительного отъезда, повышение риска психических нарушений не отмечается . Стоит отметить, что вредной является не разлука сама по себе, а, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость, развод родителей - вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику. Ситуация развода в семье наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если очень не захотят этого.
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, у 6,5% возникают конфликты с друзьями. В семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируется образцы поведения, представляющие собой альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а обстановка в семье, предшествующая разводу. Одно из самых ближайших последствий послеразводового стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и вероятности, о том, какой должна быть семья.
Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?
1. Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с некоторыми друзьями и членами семьи (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).
2. Одним из самых больших опасений детей являются грядущие изменения. С разводом эти изменения коснутся многих домашних обязанностей. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к новой домашней работе, другому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства - это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается и расставание с любимым животным.
3. Дети боятся, что, если они потеряли одного родителя, то они могут потерять и другого. Возникают опасения, что их могут отдать в детский дом. Они перестают чувствовать себя в безопасности, волнуются относительно того, кто будет заботиться о них, и даже о том, кто будет забирать их после школы.