1. Духовно-нравственное воспитание: сущность, специфика организации
Наряду с множеством видов воспитания, такими как физическое, трудовое, эстетическое, умственное, патриотическое, пожалуй, самым тонким и трудоемким, является воспитание духовно-нравственное. Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Людей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи, у человека формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Современная общественность заставляет нас иначе взглянуть на систему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов.
«Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении». Наряду с понятием этики используется понятие мораль. «Это слово латинского происхождения -«moralize» и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре».
2. Национальные интересы Республики Беларусь
Республика Беларусь как суверенное государство появилась на политической карте мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской ССР в Республику Беларусь.
С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами, и как европейская страна с многовековой историей развития белорусской государственности. Молодое белорусское государство коренным образом отличалась от всех предшествующих исторических форм существования белорусской нации. Это было действительно новое государство, которому еще предстояло сформулировать основы своей внутренней и внешней политики, определить национальные интересы.
Центральное место во внешней политике любого государства занимают национальные интересы. Категория «национальный интерес» является ключевой в политологии и теории международных отношений [5, c. 63].
Под национальными интересами понимаются официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией, вероятностными или возможными угрозами. На уровне государственной политики национальные интересы, являясь важным элементом концепции национальной безопасности, представляют собой важный социально-политический ресурс, непременное условие для решения внешнеполитических задач и проблем развития страны.
Основными национальными интересами в политической сфере являются:
- соблюдение конституционных прав и свобод человека;
- устойчивое развитие демократического, правового, социально ответственного государства;
- обеспечение эффективного функционирования государственных институтов в интересах общества;
- достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;
- развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей;
- эффективное противодействие коррупции;
- формирование многополярного мира и системы международных отношений, основанной на верховенстве норм международного права и многостороннем сотрудничестве, обеспечивающих участие Беларуси в решении вопросов, затрагивающих ее интересы;
Практическое задание
Охарактеризуйте специфику взаимодействия ОВД со СМИ
Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».
В Республики Беларусь, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро. В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция Беларуси. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ [7, c. 128].
Общее у СМИ и государства заключается, прежде всего, в том, что их главная задача состоит в сохранении и упрочении существующей социально-политической системы, в обеспечении ее нормального функционирования. Этим в первую очередь определяется содержание распространяемой информации. Плюрализм мнений ограничен интересами безопасности системы. СМИ, особенно телевидение, обоснованно упрекают в том, что на их страницах и экранах развлекательные программы вытесняют материалы более серьезного характера.
Следует вместе с тем учитывать, что и такие программы пропагандируют определенный образ жизни, ценности и стандарты, усваиваемые аудиторией чуть ли не на подсознательном уровне, а потому особенно надежно. СМИ принимают участие в подготовке и принятии важнейших государственных решений как на уровне законодательной, так и исполнительной власти. От них в немалой мере зависит и последующее осуществление этих решений. Опыт свидетельствует, что даже судебная власть не обладает полным иммунитетом в отношении СМИ.
При этом СМИ не останавливаются перед злоупотреблениями в ущерб общественным интересам, руководствуясь коммерческими соображениями. Зарубежная пресса сообщает множество фактов подобного рода. Актуальна эта проблема также для нашей страны и других бывших советских республик.
Тестовые задания
1. Выделить концепцию, ставшую основной социально-экономического развития Республики Беларусь
А) Всемирная декларация прав человека;
Б) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года;
В) Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева
2. Определить цель экономической реформы в Республике Беларусь:
А) создание социально-ориентированной рыночной экономики;
Б) построение общества экономического и социального равенства;
В) совершенствование централизованной плановой экономики.
1. Бабосов Е. М. Основы идеологии современного государства. – Мн.: Амалфея, 2014. – 224 с.
2. Канашевич Н.М. Политика. Идеология. Менталитет: Курс лекций. – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 128 с.
3. Мельник В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. – Мн.: Тесей, 2013. – 240 с.
4. Мельник В.А. Политология. Учеб. для стул, вузов- 4-е изд., испр. Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 523 с. 30 экз.
5. Основы идеологии белорусского государства: Учебное пособие для вузов. / Под. общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 261 с.
6. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты. Мн., 2015 – 127 с.
7. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Вопросы и ответы – Мн.:ТетраСистемс, 2015. – 304 с.