КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ-БЕСЕДЫ НА ТЕМУ «ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АДЛЕРА»
Тема занятия: «Теория личности Адлера»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теориям развития личности у студентов.
Задачи занятия:
1. Рассмотреть основные тезисы индивидуальной психологии.
2. Изучить основные аспекты теории личности Адлера.
План лекции:
1. Введение.
2. Постановка проблемы.
3. Раскрытие сущности проблемы.
4. Обобщение, выводы.
1. Введение (15 мин).
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» – то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.
2. Постановка проблемы (5 мин).
Сформулируем проблему следующим образом: Что является главной силой, которая определяет поведение и жизнь человека?
3. Раскрытие сущности проблемы:
А. Адлер сформулировал очень экономичную теорию личности: в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов:
1) чувство неполноценности и компенсация;
2) стремление к превосходству;
3) стиль жизни;
4) социальный интерес;
5) творческое «Я».
Чувство неполноценности и компенсация (10 мин).
Адлер предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов.
Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей.
Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы.
Стремление к превосходству (10 мин).
Адлер выражал убежденность в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, – агрессивность.
Позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу «стремления к власти».
Затем он выдвинул более широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства.
В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить.
Стиль жизни (10 мин).
Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, определяют неповторимую картину существования индивидуума.
Стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства.
Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни – комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности.
4. Обобщение, выводы (10 мин).
Таким образом, изучив материал по теории личности А. Адлера, мы нашли ответ на заданную проблему в начале изучения материала. Концепция Адлера в общей форме включает три основные категории, или три фактора структуры и динамики личности: чувство общности; чувство неполноценности или недостаточности и стремление к собственной значимости. Эти факторы, определяющие структуру личности, рассматриваются в концепции А. Адлера в диалектическом единстве, как взаимосвязанные и взаимозависимые.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ЮНГА»
Тема занятия: «Теория личности К. Юнга»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теориям развития личности у студентов.
Задачи:
1. Изучить основные направления теории личности по К. Юнгу.
2. Выделить психологические функции личности по К. Юнгу.
Материалы и оборудование: учебники, компьютерно-информационные технологии.
План лекции:
1. Введение.
2. Изложение основного материала (структура личности, эго-направленность, психологические функции, развитие личности).
3. Выводы, заключение.
1. Введение (5 мин).
Карл Юнг – один из самых выдающихся психологов и психотерапевтов современности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии, Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию.
2. Изложение основного материала.
Структура личности (20 мин).
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго,
личного бессознательного, коллективного бессознательного.
ЭГО является центром сферы сознания – включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. ЭГО служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Эго-направленность (10 мин).
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной.
В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.
Психологические функции (10 мин).
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им – это мышление, ощущение, чувство и интуиция.
3. Выводы, заключение (15 мин).
В структуре личности К. Юнг выделял сознательную и бессознательную сферы; бессознательную сферу, по его мнению, составляют личное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное является врожденным и общим для всех людей. Содержанием личного бессознательного являются комплексы, коллективного – архетипы. Архетипы – это образы памяти человечества, обусловливающие предрасположенность человека к определенным реакциям на те или иные явления.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ХОРНИ»
Тема занятия: «Теория личности Хорни»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теориям развития личности у студентов.
Задачи занятия:
1. Рассмотреть основные аспекты развития личности по теории Хорни.
2. Выделить и охарактеризовать типы личностей по Хорни.
План лекции:
1. Введение.
2. Развитие личности по Хорни.
3. Заключение, подведение итогов.
1. Введение (15 мин).
Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, – это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность.
2. Развитие личности по Хорни (50 мин).
Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность.
3. Заключение, выводы (15 мин).
Теория Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях. Ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений, сопровождающееся описанием клинических случаев, можно считать наиболее значительным вкладом в современную теорию личности. Тем не менее, интерес Хорни почти исключительно к клиническим проявлениям неврозов, к патологии, существенно снижает сферу применения ее теории. К чести Хорни, она всегда стремилась к точности и ясности в рассуждениях о причинах и развитии неврозов.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ НА ТЕМУ «ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ СКИННЕРА»
Тема занятия: «Теория личности Скиннера»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теориям развития личности у студентов.
Задачи занятия:
План лекции:
1. Введение.
2. Подход Скиннера к психологии.
3. Респондентное и оперантное поведение.
4. Режимы подкрепления.
5. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.
6. Заключение, выводы.
1. Введение (10 мин).
Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы, постулированные Юнгом, или суперчерты, установленные Айзенком, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека». Конечно, теоретики, подобно Адлеру, Эриксону, Фромму и Хорни, признавали решающую роль культурального, социального, семейного и межличностного влияния на поведение человека. Даже Кеттел отметил, что поведение является результатом комплексного взаимодействия особенностей личности и ситуации. И все же едва ли можно избежать заключения, что для всех этих теоретиков реальное действие происходит под наружной оболочкой.
2. Подход Скиннера к психологии (5 мин).
Большинство теоретиков-персонологов работают в двух направлениях:
1) обязательное изучение устойчивых различий между людьми;
2) опора на гипотетическое объяснение разнообразия и сложности человеческого поведения.
Эти направления образуют основное русло, если не суть, большинства концепций личности. Скиннер полагал, что абстрактные теории не обязательны и ими можно пренебречь в пользу подхода, основанного на изучении влияния окружающей среды на поведение индивида. Он утверждал, что психология, особенно область научения, была недостаточно развита для того, чтобы найти обоснования построению крупномасштабной, формализованной теории.
3. Респондентное и оперантное поведение (25 мин).
При рассмотрении скиннеровского подхода к личности следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Чтобы лучше понять принципы скиннеровского оперантного научения, мы сначала обсудим респондентное поведение.
Респондентное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени. Хорошо знакомые примеры – это сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде. В каждом из этих примеров взаимоотношение между стимулом (уменьшение световой стимуляции) и реакцией (расширение зрачка) невольное и спонтанное, это происходит всегда.
4. Режимы подкрепления (15 мин).
Суть оперантного научения состоит в том, что подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Следовательно, концепция подкрепления играет ключевую роль в теории Скиннера.
Скорость, с которой оперантное поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима применяемого подкрепления. Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Самым простым правилом является предъявление подкрепления каждый раз, когда субъект дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию.
5. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов (15 мин)
С точки зрения Скиннера, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Два наиболее типичных метода аверсивного контроля – это наказание и негативное подкрепление. Эти термины часто используются как синонимы для описания концептуальных свойств и поведенческих эффектов аверсивного контроля. Скиннер предложил следующее определение: «Вы можете различать наказание, при котором происходит аверсивное событие, пропорциональное реакции, и негативное подкрепление, в котором подкреплением является устранение аверсивного стимула, условного или безусловного».
6. Заключение. Выводы (10 мин).
Мы закончили лекцию по научающе-бихевиорального направления Скиннера. Как мы увидели, Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения. Скорее он сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Далее, он придерживался мнения, что личность – это не что иное как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения.
КОНСПЕКТ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ГУММАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ МАСЛОУ»
Тема занятия: «Гумманистическая теория личности Маслоу»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Оборудование, материалы: компьютерно-информационные технологии, учебники.
Цель занятия: дать новые знания студентам о структуре личности по теории Маслоу, а также закрепить эти данные на практике.
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по заданной теме, преподнести студентам в доступной форме.
2. Предложить выполнение практических заданий с использованием компьютерных технологий.
План занятия:
1. Введение.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Выводы, заключение.
1. Введение (10мин).
Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции – о самоактуализации, видах потребностейи механизмах развития личности. Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности.
2. Теоретическая часть (20 мин).
Гуманистическая психология, как особое направление современной психологической науки, возникла в начале 60-х годов в США. Ее основоположниками и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Карл Роджерс, Гордон Олпорт и другие. Зародившись в качестве оппозиции психоанализу и бихевиоризму, гуманистическая психология очень быстро получила признание большого числа профессионалов и стала действительно реальной «третьей силой» в современной психологии. В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.
3. Практическая часть (40 мин).
Задание 1. Проанализируйте биографические сведения об А. Маслоу. Каковы предпосылки его гуманистических идей в личной истории?
Задание 2. Как с точки зрения данных принципом гуманистической психологии можно проанализировать жизнь конкретного человека?
• человек это единое, уникальное, организованное целое;
• природа человека не зла, а добра или по крайней мере нейтральна;
• практически в каждом человеке есть активная воля «к здоровью, импульс к росту – или к актуализации человеческого потенциала»;
• в каждом человеке заложена способность к творчеству;
• «психопатология является результатом отрицания, фрустрации или искажения сущностной природы человека», психопатологично «все, что нарушает, фрустрирует или искажает самоактуализацию.
4. Выводы, заключение (10 мин).
В процессе выполнения данного лабораторного занятия, студенты приобрели новые знания о сущности развития личности по гумманистической теории личности Маслоу. В основе развития личности. Маслоу уделял особое внимание процессу «самоакктуализация» личности.
ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ «ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. РОЖДЕРСА»
Тема занятия: «Феноменологическая теория личности К. Роджерса»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теориям развития личности у студентов.
Задачи занятия:
1. Изучить особенности Я-концепции по теории К. Роджерса.
2. Рассмотреть и привести примеры особенностей развития личности человека согласно феноменологической теории К. Роджерса.
План лекции
1. Введение
2. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации
3. Я-концепция
4. Переживание угрозы и процесс защиты
5. Полноценно функционирующий человек
6. Выводы, заключение
1. Введение (5 мин)
Феноменологическая теория Карла Роджерса акцентирует внимание на том, что поведение человека можно понимать через его субъективное (феноменальное) восприятие и познание действительности. Объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.
2. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации (15 мин)
Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации.
Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность».
Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.
3. Я-Концепция (20 мин)
Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Фактически конструкт самости является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории, что некоторые психологи определяют ее как «теорию Я».
Я-концепция (Самость) – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый.
4. Переживание угрозы и процесс защиты (15 мин)
Роджерс утверждал, что по большей части поведение человека согласуется с его: Я-концепцией.
Отсюда, переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека и его условиями ценности, могут осознаваться и точно восприниматься.
И наоборот, переживания, находящиеся в конфликте с «Я» и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции; они не допускаются к осознанию и точному восприятию.
5. Полноценно-функционирующий человек (15 мин)
Как и большинство персонологов, ориентированных на терапию, Роджерс высказывал определенные идеи о конкретных личностных характеристиках, которые определяют «хорошую жизнь».
Хорошая жизнь - это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе.
«Полноценно функционирующий» - это термин, используемый Роджерсом, для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Роджерс установил пять основных личностных характеристик, общих для полноценно функционирующих людей.
6. Выводы, заключение (10 мин)
Гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. С точки зрения гуманистической психологии жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски идентичности и автономности, жажда прекрасного представляют универсальную тенденцию.
КОНСПЕКТ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ПО З. ФРЕЙДУ»
Тема занятия: «Психодинамическая теория личности по З. Фрейду»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теориям развития личности у студентов.
Задачи:
1. Изучить основные направления теории личности по З. Фрейду;
2. Выявить стадии развития личности.
2. Выделить психологические функции личности по З. Фрейду.
Материалы и оборудование: учебники, методические пособия.
План семинарского занятия:
1. Введение.
2. Выступление учащихся.
3. Контроль знаний.
4. Заключение.
1. Введение (10 мин).
Как вы считаете, что является главным источником развития личности?
Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученый 3. Фрейд.
По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо (от лат. libido — влечение, желание). Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни.
2. Выступление учащихся (40 минут).
При подготовке к семинарскому занятию вам были предложены различные подтемы для самостоятельного изучения. Давайте послушаем выступления.
1 студент. Подтема «ИД»
Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни.
3. Контроль знаний (20 минут).
Предлагаю вам ответить на вопросы и привести примеры из своего личного опыта.
1. Врожденный или приобретенный характер имеют главные источники развития личности?
2. Наиболее важный возрастной период для формирования личности.
4. Заключение (10 минут).
В процессе выполнения данного семинара, студенты приобрели новые знания о сущности развития личности по Фрейду. Они обобщили знания о сущности ИД, Эго, Суперэго, изучили психосексуальные стадии развития личности, основные инстинкты поведения человека. Семинарское занятие проходило в интересной для учащихся форме, вызвало эмоциональный отклик учащихся.
КОНСПЕКТ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРОММА»
Тема занятия: «Гуманистическая теория личности Фромма»
Возраст обучающихся: 2 курс института
Продолжительность занятия: 1 час 20 минут
Цель занятия: сформировать новые теоретические знания по теориям развития личности у студентов.
Задачи:
1. Изучить основные направления гуманистической теории личности Фромма;
2. Выявить социальные типы характера.
Материалы и оборудование: учебники, методические пособия.
План занятия:
1. Введение.
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
4. Выводы, заключение.
1. Введение (10 мин).
Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории.
2. Теоретическая часть (20 мин).
Механизмы бегства
Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы "убежать от свободы". Первый из них – авторитаризм, определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я". Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях.
3. Практическая часть (40 мин).
Сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы по изложенному теоретическому материалу:
1. Как, согласно Фромму, люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе?
2. Что такое позитивная свобода, по мнению Фромма?
3. Какие экзистенциальные потребности человека выделяет Фромм?
4. Что такое социальный тип характера?
5. Какие выделяются социальные типы характера?
Критерии оценивания:
За правильный ответ на каждый вопрос - 2 балла.
Мы выделили следующие уровни усвоения материала:
Высокий – 8-10 баллов.
Средний – 4-6 баллов.
Низкий – 0-2 балла.
4. Выводы, заключение (10 мин).
На занятии учащиеся узнали, что теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами.
1. Адлер, А. Понять природу человека/ А. Адлер – СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2007. – С. 218.
2. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теорииличности. / L.Hjelle, D.ZieglerPersonalityTheories: BasicAssumptions, Research, andApplications / 3thed.:McGrow-Hill, 1992; СПб.:ПитерПресс, 1997.
3. Браун, Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты / Дж. Браун. – М.: «Рефл-бук», 2007. – 298 с.
4. Зигмунд Фрейд – Карл Густав Юнг. Из переписки / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Литера», 2002. – с. 364-467.
5. Куттер, П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов / П. Куттер. – СПб.: «Б.С.К.», 2007. – 324 с.
6. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии. – В 2-х томах. – Том 1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 416 с.
7. Ждан, А.Н. История психологии / А.Н. Ждан. – М., 2001. – 243 с.
8. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. – М., 2004. – 270 с.
9. Хьелл,Л. Зиглер, Д. Теория личности: основные поожения, исследования и применение / перевод С.Меленевской и Д. Викторовой. – Спб., 2007. – 280 с.
10. Теория личности – СПб: Питер Ком,1998/с. 334-339,376-379, 588-589.
11. Рогова, Е.И. Психология для студентов вузов, под общей редакцией профессора Е. И. Рогова. – Москва: ИКЦ «МарТ». – 2005. – 560 с.
12. Первин, Л.А. Психология личности: теория и исследования / Л.А. Первин, О.П. Джон. – Москва, 2004. – с.356-401.
13. Анцыферова, Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С.173-180.
14. Леонтьев, Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М., Смысл, 2005. – С.49.
15. Роджерс, К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. – М., 2006. – С. 210-230.
16. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / к. Роджерс. – М., 2004. – 156 с.
17. Роджерс, К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты / К. Роджерс. – М. 2004. – 177 с.
18. Роджерс, К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 2007. – №10. – С. 29.
19. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл. - СПб.: 2003. - 608 с.
20. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. – М., 2004.
21. Алексеев П.В., Большаков А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний. - М.: Политическая литература, 2002.
22. Гуревич П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 559 c.
23. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Общая психология: Учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 2472 c.