Тема 14 Феномен сопротивления социальной системы инновациям и пути его преодоления (ключевое понятие исследования: сопротивление инновациям)
Тема 14 Феномен сопротивления социальной системы инновациям и пути его преодоления (ключевое понятие исследования: сопротивление инновациям).
Развитие общества и социально-экономические трансформации требуют постоянной модернизации, обновления содержания, методов и форм, обеспечения качества и эффективности в изменяющихся условиях. Однако восприятие новшеств и отношение к ним не всегда однозначно позитивные. Человек, оценивая инновации, пропускает их через свою систему ценностей и личностных смыслов, выбирая, как правило, те из них, которые могут быть освоены и использованы без разрешения привычных способов деятельности. Тревога и даже страх перед новым, чувство неуверенности в своих силах, вызываемые непониманием нововведений или необходимость отказа от сложившихся позиций и предпочтений, отвращают от инноваций и создают сильнейшие внутренние препятствия на пути внедрения нового. Учёные называют это явление «антиинновационным барьером», «психологическим барьером», «инновационным сопротивлением», инновационным барьером». Антиинновационный барьер - понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями человека, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит. Внешне этот барьер выступает в защитных высказываниях, которые часто отражают стереотипы, существующие в обществе относительно конкретных инноваций. Этиологический анализ понятия «психологический барьер» показывает, что традиционно в психологической науке данное понятие рассматривалось в контексте проблемы преодоления препятствий. Теоретические основы понимания психологических барьеров в психологической науке были заложены в работах С.Л. Рубинштейна. Он, подчеркивая взаимосвязь деятельности и эмоций отмечал, что в ходе деятельности есть обычно критические точки, в который определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный результат, оборот или исход его деятельности. Фактически, можно рассматривать психологические барьеры как фактор, либо стимулирующий, либо разрушающий деятельность.
1. Дибров А.М. Инновационное сопротивление: факторы и пути преодоления // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
2. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002
3. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]/Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – 2003-2018 – Режим доступа: http://www.pravo.by/.
4. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Национальный статистический комитет Республики Беларусь – 1998-2017 – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
5. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПБ.: Питер, 2000. -720с.
7. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского — издание второе исправленное. — М., 2010. — С. 31. — 107 с.
8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М. — «Эксмо», 2007