1. Дидактическая игра как средство формирования у детей 1-й младшей и II-й младшей групп представлений о величине. Понятия «большой», «маленький», «высокий», «низкий».
2. Методика ознакомления детей старшей группы (от 5 до 6 лет) с правилами дорожного движения.
3. Составить картотеку игровых упражнений по использованию палочек Кюизенера (показать вариативность задания в зависимости от возраста 4-5 лет и 5- 6 лет).
Дидактическая игра как средство формирования у детей 1-й младшей и II-й младшей групп представлений о величине. Понятия «большой», «маленький», «высокий», «низкий».
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Использование дидактических игр как средства обучения дошкольников определяется рядом причин:
игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в обучение;
освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Дидактические игры, используемые в УДО для формирования у детей представлений о величине, с точки зрения цели:
1. Дидактические игры на закрепление пройденного материала (данные игры я использовала в свободной детской деятельности);
2. Обучающие дидактические игры (используются как само занятие, как часть занятия);
3. Развивающие (при внесении детям развивающих игр необходимо сделать презентацию игры, объяснить детям правила и цели игры) [2].
Методика ознакомления детей старшей группы (от 5 до 6 лет) с правилами дорожного движения.
Программные задачи:
1.Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
2.Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
3.Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
4.Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса.
В ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
проектный метод обучения
моделирование
технология игрового обучения
метод наблюдения и беседы [4].
Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
Рассмотрим те правила, которые связаны с ориентировкой в пространстве.
1.Пешеход должен двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны (уточняем, где правая часть тротуара).
2.Переходя улицу, надо вначале посмотреть налево, затем дойти до середины дороги и посмотреть направо (уточняем, в какую сторону надо посмотреть сначала, потом).
3.Обходить автобус и троллейбус надо сзади, а трамвай – спереди.
Составить картотеку игровых упражнений по использованию палочек Кюизенера (показать вариативность задания в зависимости от возраста 4-5 лет и 5- 6 лет).
Игровое упражнение «Цвет и число»
(средняя группа)
Материал: набор цветных полосок; силуэт паровозика; «пассажиры».
Педагог предлагает детям построить необычный поезд. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые полоски и накладывают на вагончики каждого цвета. Белая полоска – это одно место. Выбранная мера позволяет ответить на вопросы: «Сколько мест в каждом вагоне? Сколько билетов продано в вагон того или иного цвета? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне?»
Вывод: оказывается, что у полоски каждого цвета есть свое число.
(усложнение для старшей группы)
Материал: красная и голубая полоски, набор карточек с цифрами и знаками.
Педагог говорит детям, что числа умеют разговаривать с помощью знаков. Затем предлагает детям взять в левую руку полоску красного цвета, а в правую – голубого. Педагог предлагает ответить на вопросы: «Какие числа у вас в руках? Что нужно сделать, чтобы сравнить эти числа?». А затем подводит к выводу о том, что для того, чтобы сравнить эти числа, нужно приложить полоски друг к другу или наложить их друг на друга.
Действия педагога: 1. Знакомит со знаками < и >, показывает, как выполняется запись: 3<4 и 4>3. 2. Озвучивает разговоры чисел: «Я больше / меньше тебя!». 3. Спрашивает детей, на сколько 4 больше 3 и на сколько 3 меньше 4.
Материал: набор цветных полосок, силуэт паровозика.
Педагог строит вагончик из 4-ех белых полосок и предлагает детям отгадать, полоской какого цвета можно заменить этот вагончик (красной).
При необходимости можно использовать практический прием приложения.
Затем дети сами определяют, какое число соответствует той или иной полоске. После этого дети строят вагончики из белых полосок (одноместный, двухместный, трехместный и т.д.)
Материал: желтая, фиолетовая и черная полоски; набор карточек с цифрами и знаками.
Педагог рассказывает детям: «Встретились однажды три числа – 5, 6, и 7. Давайте послушаем, о чем они говорят. Число 5 говорит числу 6: «Я меньше тебя» (5<6). Число 6 говорит числу 7: «Я меньше тебя» (6<7). Число 5 говорит числу 7: «Я меньше тебя» (5<7)».
Детей подводят к выводам:
1.Если 5 меньше 6, а 6 меньше 7, то 5 меньше 7.
2.Если 7 больше 6, а 6 больше 5, то 7 больше 5.
Дети составляют полученные выводы при помощи полосок, карточек с числами и знаками < и >.