1. Психоаналитическая философия
2. Педагогика как теория обучения
Список использованных источников
1. Психоаналитическая философия
1.1. Проблема бессознательного в философии
Психоанализ — не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.
По словам Бергера, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к «кризису идентичности»: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я” в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое «подлинное Я» в частной жизни.
Психоаналитическое учение о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Психоанализ развивался по следующему направлению: от терапии неврозов и методов исследования бессознательных психических процессов к «метапсихологии», т.е. комплекса теоретических постулатов о человеческой психике и «судьбах влечений».
Затем эта общая концепция стала фундаментом для использования психоанализа в разных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии, социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.
1.2. Психоаналитическая концепция человека, культуры и творчества
Одним из направлений современной философской антропологии, то есть учения о человеке, является психоанализ, который зародился на рубеже XIX-XX вв. Основоположником психоанализа считается австрийский ученый, врач-психопатолог Зигмунд Фрейд, который в отличие от предшествующих исследований, рассматривающих сознание нормального, физически и психически здорового человека, обратил внимание на ту область чувств, которая осталась вне поля зрения - подсознание. Психоанализ можно представить как синтез исследования природных элементов человеческого существа и определение психических влечений индивида, его внутреннего мира.
В своей профессиональной деятельности З. Фрейд часто сталкивался с невротическими заболеваниями пациентов, вследствие чего ему пришлось преодолеть границы сугубо «природного» толкования психических процессов, вследствие этого в его работах появилось понятие первичных влечений или инстинктов, основными из которых являются «инстинкт жизни» Эрос и «инстинкт смерти» или саморазрушения Танатос.
2. Педагогика как теория обучения
2.1. Что такое «дидактика» и как она связана с педагогикой?
Научной педагогической областью, которая бы логично и последовательно исследовала специфику целенаправленного процесса систематического образования и обучения подрастающего поколения, детализируя его особенности и закономерности, является исторически оформившаяся в ходе эволюции человеческой цивилизации наука — дидактика. Данное понятие имеет свои истоки в греческом языке, в котором didaktikos означает «поучающий, относящийся к обучению», didasko — «изучающий». Этот термин был введен в педагогическое использование немецким ученым Ратке (Ратихием) (1571 — 1635), который определял дидактику как искусство обучения, т. е. своего рода практическое умение.
За длительную историю формирования дидактики как науки вырабатывались различные подходы к пониманию взаимодействия между категориями «педагогика» и «дидактика». Так, например, по мнению М. Гераскова и И. Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим теоретическим позициям:
. педагогика и дидактика — перекрещивающиеся (родственные) понятия;
. педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;
. «дидактика» — более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;
. педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами.
На сегодняшний день в последних исследованиях М.А.Данилова, В.Оконя, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной традиционным является подход, согласно которому дидактика выступает в качестве составляющей части педагогики. Единого подхода к определению взаимосвязи этих научных областей (педагогики и дидактики) в настоящее время не выработано, что обусловлено различным трактованием самого термина «дидактика».
Дидактика как особый педагогический способ теоретического восприятия окружающего мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения [6, c.4].
2.2. Каковы сильные и слабые стороны лекционно-семинарской системы обучения?
Лекция в современной дидактике выступает как одна из ключевых форм преподавания в высшей школе. Однако для настоящего времени характерна тенденция к ее активному применению в образовательном процессе, причинами тому явились:
• расширение информационного поля современных научных дисциплин и учебных предметов;
• возникновение новых узкоспециализированных учебных заведений;
• опережающий характер социокультурной ситуации в стране.
Семинар — это форма организации обучения, главенствующим элементом которой является самостоятельный исследовательско-аналитический труд обучающихся с учебными пособиями и последующим активным обсуждением проблематики под руководством преподавателя.
1. Баздерова, Т.А. Проблемы контроля знаний в учебной деятельности вуза / Т.А.Баздерова, Г.Г.Солодова // Вестник Кузбасскогогосударственного технического университета. – 2005. - №.6 - С. 151-153.
2. Горелов, А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 15-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
3. Исакова Т.Б. Сущность понятия «самостоятельная работа» / Т.Б.Исакова // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. – 2009. - №2. – 93-105.
4. Рубаник, А. Самостоятельная работа студентов / А. Рубаник [и др.] // Высшее образование в россии. – 2005. - №6. – С.120-124.
5. Садеков, Р.Р. Недостатки лекции как части семинарской формы обучения в современных вузах / Р.Р.Садеков // Дискуссия. Журнал научных публикаций. – 2013. - №9 (39). – С. 176-178.
6. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.