Тема 1: Альтернативные идеологические течения.
Введение
1 Анархизм как альтернативное идеологическое течение
2 Теория индустриального, постиндустриального (информационного) общества
3 Альтернативные идеологии, наблюдающиеся в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Тема 2: Политический режим понятие и классификация.
Введение
1 Понятие политического режима
2 Общие и отличительные черты тоталитарного и авторитарного режимов
3 Основные принципы и признаки демократического режима
Заключение
Список использованных источников
Тема 1: Альтернативные идеологические течения.
Введение
Идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию и взаимодеятельности основных идеологий. На сегодняшний день, в обществе существуют и более «мелкие» явления: различные традиционные течения внутри или на стыке идеологий, новоявленные теоретические веяния не похожие ни на одну из классических идеологий.
Мировая практика выработала множество идеологических систем. Как известно, основными разновидностями современной политической идеологии являются либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм), социал-демократизм и фашизм. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.
1 Анархизм как альтернативное идеологическое течение
Термин анархизм произошел от греческого слова, который означает безначалие, безвластие. Идея анархизма была высказана еще в античное время древнегреческим философом Платоном (427-347 гг. до н.э.) и отражена в труде «Республика». В свою очередь, отдельные фрагменты анархизма отражены в философии основоположника стоицизма Зенона (333-262 гг. до н.э.), в христианском движении IX в. (Армения), в идеологии гуситских движений XV в., в утопиях Ф. Рабле и Ф. Фенелона, а также в идеологии «бешеных» эпохи Великой французской революции [5, c. 57].
Анархизм, как общественно-политическое течение, сложился в середине XIX в. в Западной Европе. Теоретическое обоснование анархизма связано с именами Макса Штирнера (Германия), Пьера Жозефа Прудона (Франция).
2 Теория индустриального, постиндустриального (информационного) общества
Во второй половине прошлого века происходила своеобразная конвергенция идеологий постиндустриализма и информационного общества.
В отличие от концепции постиндустриализма, которая имела солидную теоретическую основу и универсалистскую ориентацию, концепция информационного общества в своем первоначальном виде разрабатывалась в первую очередь для решения задач социально-экономического развития для такой страны, как Япония.
3 Альтернативные идеологии, наблюдающиеся в Республике Беларусь
Для Беларуси, существовавшей после распада СССР, как и для других постсоветских республик, характерна идеологическая пестрота, которая обусловлена наличием многопартийности. Условно политические идеологии в постсоветской Беларуси делятся на виды:
− идеологии социалистической и левопатриотической ориентации;
− прозападно-либеральные идеологии;
− национал-экстремистские идеологии.
Национал-экстремизм – это идеология и практика использования силы как самого эффективного средства решения национального вопроса.
Заключение
Анархизмом является политическая философия, идеология, которая заключает в себе теории и взгляды, выступающие за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Анархизм строится на ряде важных принципов: отсутствии власти, свободе от принуждения, свободе ассоциаций, взаимопомощи, разнообразие, равенстве и братстве.
В целом, современные альтернативные идеологические течения отражают новую проблематику (противоречия) современного индустриального общества, которые стали в настоящее время постиндустриальным (постмодерным, постматериальным, информационным, цифровым и др.). Философской основой альтернативных идеологий является постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти), который отрицает все метатеории, провозглашает радикальный плюрализм (множественность), обостряет сознание справедливости и будит новую чувствительность в отношении несправедливости.
Тема 2: Политический режим понятие и классификация.
Введение
Понятие «политический режим» (в переводе с лат. regimen, от фр. regime – управление) появилось в научном литературе во второй половине XX в. Политический режим стал явлением политической жизни и политической системы общества. Ввиду этого понятие политический режим имеет синтезированный характер. Следует отметить, что именно приведённый анализ данного режима позволяет высказать наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с властными структурами.
Необходимо помнить, что политический режим является способом функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда, когда всего из семи нот можно сложить любую мелодию или звук. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, данные элементы формируют тот или иной тип политического режима и, таким образом, тип политической системы.
1 Понятие политического режима
В правой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В политической науке понятие политического режима очень взаимосвязано с категорией «политическая система» и рассматривается, зачастую, только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем, однако соотношение данных понятий вызывает в политической науке существенные разногласия.
2 Общие и отличительные черты тоталитарного и авторитарного режимов
Авторитарный режим – это система жесткого политического правления, которая постоянно использует принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. При авторитарном режиме, в целом оппозиция исключается из политической жизни. Выборы или иные процедуры, которые направлены на выявление общественного мнения отсутствуют или формально существуют. Авторитарный режим использует в отношениях с населением методы контроля над его инициативами. Правящие элиты авторитарно часто используют механизмы, которые направлены на концентрацию своих полномочий и внутриэлитарное согласование интересов при принятии решений. Главными способами согласования интересов при выработке государственной политики являются закулисные сделки, подкупы, сговоры и др. Массовая гражданская пассивность является предпосылкой и источником терпимости большинства населения к правящей группировке, условием сохранения ее политической устойчивости [3, с. 48].
3 Основные принципы и признаки демократического режима
В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos – народ, cratos – это власть). Более подробное определение демократии, которое стало, в последствии, классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи (1863 г.): «Правление народа, избранное народом и для народа» [5, c. 122]. Однако, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия, существует ряд проблем, которые относятся к содержанию и функционированию демократии. Данные вопросы вызывают серьезные споры, нашедшие своё отражение в появлении разных теорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу (либерализм), равенство (марксизм), участие народа в принятии решений (партисипаторная теория, или демократия участия), конкуренцию за голоса избирателей между элитами (элитарные теории).
Заключение
При рассмотрении данного вопроса можно сделать следующие выводы:
1. Политический режим является способом организации политической системы, отражающий отношения власти и общества, а также уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
2. Тоталитарный политический режимом является режим «всепоглощающего властвования», вмешивающийся в жизнь граждан, при этом включает всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.
Авторитарный же режим – это недемократический государственный строй, который характеризуется режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
1. Гаджиев, К.С. Политология: конспект лекций / К.С. Гаджиев. – М.: Высшее образование, 2013. – 488 c.
2. Зеленков, М.Ю. Политология (базовый курс) / М.Ю. Зеленков. – М.: Юридический институт МИИТа, 2009. – 302 с.
3. Курьянов, М.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие/ М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. – Тамбов, 2010. – 80 с.
4. Мартышина, О.В. История политических и правовых учений / О.В. Мартышина. – М.: Норма, 2010. – 912 c.
5. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / . В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2004. – 944 с.
6. Решетников, С.В. Политология: Учебник для вузов / С.В. Решетникова. – Минск: ТетраСистемс, 2011 – 397 с.
1. Северов, Ю. А. Политология. Ч. 2. / Ю.А. Северов. – М.: Социально-гуманитарные знания ,1994. – 312 с.
2. Круглова, Г. А. Политология / Г. А. Круглова. – Мн.: Асар, 2009. – 304 с.
3. Решетников, С.В. Политология / С. В. Решетников – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 328 с.
4. Тургаев, А. С. Политология / А. С. Тургаев. – Спб.: Питер, 2005. – 506 с.
5. Огородников, В. П. Политология / В. П. Огородников. – Спб.: Питер, 2009. – 272 с.