1 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ГОДОВОГО ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
2 НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ.
ЗАДАЧА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ГОДОВОГО ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
Даже самая совершенная система отчетности не поможет, если нет масштаба сравнения, по которому можно определить, положительными или отрицательными являются достигнутые результаты [1]. Отправной точкой разработки годового плана предприятия ранее был план производства продукции, который составлялся исходя из наличных производственных (технологических, сырьевых) ресурсов предприятия. В настоящее время годовой план разрабатывается на основе прогнозов сбыта продукции и на основе анализа наличных и перспективных потребностей рынка. Также исходными данными при разработке годового плана являются результаты деятельности предприятия в предшествующем периоде, показатели выполнения прежних планов, фактический спрос на продукцию. Сбором и обработкой подобной информации на многих предприятиях занимаются информационно-аналитические отделы. Отдельно проводится прогнозирование спроса на продукцию предприятия. Для этого применяются разнообразные методы: нормативный, выборочный, метод тенденций (экстраполирование), метод уровня потребления (включая эластичность спроса по доходам и ценам), конечного использования (коэффициент потребления), анкетные опросы и пр. Прогноз сбыта, как правило, составляется по каждому виду производимой предприятием продукции с разбивкой по месяцам и территориям. Сбыт каждого продукта показывается в натуральном и стоимостном выражении. Исключения составляют предприятия с индивидуальным характером производства и с большим ассортиментом продукции. В этом случае прогноз сбыта рекомендуется делать по ассортиментным группам (связь продукции по сбыту) или товарным линиям (связь по технологии) [2, с. 139].
2 НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ
При условии, что в организации налажен стабильный учет финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов, денежных поступлений и платежей, затрат и доходов, у руководителей возникает необходимость планирования величины этих показателей, обеспечивающие эффективную работу. Для этого создается соответствующая нормативная база, которая служит основой рационального планирования и бюджетирования [1]. Нормативная база – это комплекс норм и нормативов использования трудовых, финансовых, материальных и приравненных к ним ресурсов, порядок и методы их формирования, обновления и применения [2, с. 97]. На основе нормативных показателей разрабатывается обоснованный план прибыли и реализации, бюджет денежных поступлений и платежей в организации, а также в ее структурных подразделениях. Главным нормативом любой организации является норма прибыли на инвестированный капитал – основа расчета планового объема прибыли и определяющих ее показателей: объема продаж и суммы издержек. Вторая группа нормативных показателей – цены продаж со скидками, себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видам изделий контролируют рынок. Наиболее сложно управлять себестоимостью на производственных предприятиях: здесь множество факторов не технического, а социального характера, связанных с отношением наемного персонала к своей работе. Это и интерес в доходах и развитии предприятия, и желание эффективно работать, и умение организовать труд подчиненных.
ЗАДАЧА
За год предприятием выпущено продукции на сумму 120 млн руб. Запасы готовой продукции на складах предприятия соответственно на начало года были равны 5 млн руб., на конец – 8 млн руб. Найдите объем реализованной продукции и рассчитайте уровень складских запасов на конец года (в отношении к среднемесячному объему выпуска).
Решение:
Объем реализованной продукции равен:
120+5-8 = 117 млн руб.
1. В. У. Дубков, О. В. Козленкова. Составление годового финансового плана предприятия его оценка / Учебное электронное издание, Мн. – 2011. – Режим доступа: https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/2167/Основной%20текст.pdf?sequence=1.
2. Попов, Е. М. Финансы предприятий: учебник / Е.М. Попов. – Минск: Выш. шк., 2015. – 573 с.
3. Румянцева, Е. Е. Финансы организаций. Финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие / Е. Е. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 459 с.
4. Финансы предприятий: учебник /Л. Г. Колпина, Т. Н. Кондратьева, А. А. Лапко; под ред. Л. Г. Колпиной. – Минск: Выш. шк., 2013. – 336 с.
5. Финансы предприятий: учебное пособие / Н. Е. Заяц; под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – Минск: Выш. школа, 2015. – 528 с.
6. Финансы предприятий: учебник для вузов / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. П. Павлова [и др.]; под ред. проф. Н. В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 447 с.
7. Ильин, А. Н. Формирование нормативной базы для планирования внедрения и использования вычислительной техники в народном хозяйстве: Автореферат дис. канд. экон. наук по спец. 08.00.05 / Александр Николаевич Ильин. – М.: РАНХ, 2014. – 194 с.
8. Бухалков, М. И. Внутрифирменное планирование: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2015. – 361 с.
9. Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебник. - Мн.: Новое знание, 2014. – 218 с.