1. Продукция и товар, потенциальная конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность товара: сущность и отличия.
2. Содержание понятия «конкурентоспособность товара».
3. Конкурентные силы на рынке по М. Портеру.
4. Показатели конкурентоспособности товара (потребительские и экономические).
5. Цена реализации и цена потребления товара: их значение и использование при оценке конкурентоспособности товара.
6. Принципы формирования конкурентоспособности товара.
7. Конкурентные преимущества товара: внешние и внутренние.
8. Основные факторы конкурентоспособности товара.
9. Конкурентные стратегии повышения конкурентоспособности товара в зависимости от вариантов соотношений цены и качества.
10. Эластичность цены потребителя по качеству товара.
11. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара.
12. Сущность дифференцированного метода оценки конкурентоспособности товара.
13. Сущность комплексного метода оценки интегрального показателя конкурентоспособности товара.
1. Продукция и товар, потенциальная конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность товара: сущность и отличия.
В экономической литературе понятие «конкурентоспособность» определяется как способность продукции, товара и услуг отвечать требованиям рынка. В свою очередь, товары и услуги, обладающие определенными потребительскими свойствами и качественными параметрами, представляют собой концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны, предприятия или отдельного товаропроизводителя. Применительно к хозяйственному субъекту можно сказать, что конкурентоспособность представляет собой возможность эффективной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка.
Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
2. Содержание понятия «конкурентоспособность товара».
Конкурентоспособность товара – это совокупность качественных и стоимостных показателей произведенных изделий, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности покупателя (потребителя). Следовательно, на рынке товаров конкурентным является товар, обладающий комплексом потребительских и стоимостных свойств, которые обеспечивают ему коммерческий успех, позволяют прибыльно обменять его на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов.
3. Конкурентные силы на рынке по М. Портеру.
Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам
Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе
· проникающим в отрасль новым конкурентам, выпускающим подобные товары;
· угрозе со стороны товаров-заменителей (субститутов);
· компаниям-конкурентам, уже закрепившимся на отраслевом рынке;
· воздействию продавцов (поставщиков);
· воздействию покупателей (клиентов).
4. Показатели конкурентоспособности товара (потребительские и экономические).
Мировой рынок перенасыщен товарами, предложение превышает спрос, поэтому чтобы продать товар, нужно выиграть борьбу в конкуренции товаров. Потребитель всегда отдает предпочтение наиболее конкурентоспособному товару, то есть такому товару, который на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем товары конкурентов. Конкурентный товар - это высокое качество плюс цена плюс сервисное обслуживание. Практика показывает, что торговать неконкурентоспособным товаром теряет всякий смысл, так как приносит одни убытки - как финансовые, так и моральные. С другой стороны, нет и не может быть абсолютной конкурентоспособности или неконкурентоспособности. Оба этих понятия связаны с рынком, временем, а также разнообразными политическими и иными факторами, влияющими на рынок.
5. Цена реализации и цена потребления товара: их значение и использование при оценке конкурентоспособности товара.
Вместе все расходы составляют величину цены потребления - объем средств, необходимый потребителю на протяжении всего срока службы товара. В общем виде элементами цены потребления выступают: цена товара; расходы на транспортировку товара к месту использования; стоимость установки, монтажа, приведение в дееспособное состояние; обучение обслуживающего персонала; расходы на топливо ( электроэнергию); заработная плата обслуживающего персонала; расходы на послегарантийный сервис и приобретение запасных частей; налоги; расходы на утилизацию изделия по завершении срока эксплуатации; непредвиденные расходы; другие элементы, которые характеризуют индивидуальные свойства товара.
6. Принципы формирования конкурентоспособности товара.
Успешность функционирования любой хозяйственной единицы зависит в конечном счете от уровня КСП товаров (продукции), предлагаемых потребителям. Тем самым признается необходимость разработки четкой методологии оценки и управления КСП товаров, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей других наук.
7. Конкурентные преимущества товара: внешние и внутренние.
Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики (атрибуты) могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, (базовой услуге). так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую. к формам производства. сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара. Указанное превосходство является. таким образом. относительным., определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным.
8. Основные факторы конкурентоспособности товара.
Цена. Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов. Развитость системы дифференциации цен в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также политики конкурентов. Привлекательность для потребителей системы скидок.
9. Конкурентные стратегии повышения конкурентоспособности товара в зависимости от вариантов соотношений цены и качества.
В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности решения:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции, методов
- испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
10. Эластичность цены потребителя по качеству товара.
Эластичность спроса по качеству показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении качества на 1 %.
На эластичность спроса по качества влияют следующие факторы:
1. Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);
2. Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
3. Консерватизм покупателей во вкусах;
4. Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание – тем выше эластичность);
5. Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).
11. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара.
В литературе выделяют различные показатели и методы оценки конкурентоспособности товаров в зависимости от того, в каком аспекте требуется ее определить: зафиксировать в заданный момент времени или установить пути повышения в перспективе; определить конкурентоспособность всей товарной массы в торговой организации или отдельного вида. Метод сравнительных издержек. Сущность его заключается в том, что конкурентоспособнее именно те товары, которые производятся и реализуются с наименьшими издержками. Сравнение и анализ производится по такому показателю, как издержки производства и(или) обращения. Такой метод чаще используют предприятия-изготовители при определении конкурентоспособности экспортно-импортной политики своих фирм, т.е. они специализируются на производстве и экспорте товаров с относительно меньшими, чем у других субъектов рынка, издержками.
12. Сущность дифференцированного метода оценки конкурентоспособности товара.
Дифференциальный метод определения уровня качества достаточно прост и состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемого изделия с одноименными базовыми показателями. Об уровне качества судят по величине единичных относительных показателей. Если все они больше или равны единице, то уровень качества оцениваемого изделия превышает базовый или соответствует ему. В случае, когда относительные показатели или большая их часть меньше единицы, уровень качества изделия - ниже базового образца.
13. Сущность комплексного метода оценки интегрального показателя конкурентоспособности товара.
Комплексный метод характеризуется несколькими свойствами. Он основан на сравнении комплексных показателей оцениваемого изделия с комплексными базовыми показателями. Однако значимость этих свойств в составе качества не одинакова.