Введение
Качество – как определяющий фактор конкурентоспособности
1 Сущность качества продукции: понятие, функции, значение для социально-экономического развития предприятия
2 Факторы качества продукции
3 Характеристика системы показателей технического уровня качества
4 Сущность концепции всеобщего управления качеством
5 Определение понятий «стандартизация», «стандарт», «сертификация», «сертификат» (сущность, цели и их значение при организации повышения конкурентоспособности товара)
6 Дифференцированные показатели качества продукции и методы их определения
7 Обобщающие показатели качества продукции и методы их определения
8 Система управления качеством продукции на предприятии: понятие, принципы построения, сущность процессного подхода к менеджменту качества
9 Сущность управления и улучшения качества и их взаимодействия с содержанием «петли качества»
10 Оптимизация соотношения показателей «качество – издержки»
11 Соотношения показателей «качество – издержки – прибыль». Критерий выбора этих соотношений
12 Методы оценки экономического эффекта и эффективности повышения качества
13 Пути улучшения качества продукции на предприятии
Заключение
Список использованных источников
Одной из основных характеристик продукции выступает ее качество. От его уровня, от соответствия продукции по качеству ожиданиям потребителей зависит эффективность деятельности предприятия. Именно качество выступает основным показателем оценки конкурентоспособности то-вара. Именно качеством товара определяется степень удовлетворенности от его употребления, а следовательно и спрос на товар, положение на рынке предприятия-производителя, его репутация. Проблема качества продукции носит масштабный характер. Поэтому актуальность изучения вопросов, связанных с качеством продукции не вызывает сомнения. Рассмотрения качества, как категории конкурентоспособности товара является важным этапом в деятельности предприятия.
1 Сущность качества продукции: понятие, функции, значение для социально-экономического развития предприятия
Качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии с ее назначением. Показатель качества продукции характеризует товар количественно на основании одного или нескольких свойств, составляющих ее качество, и рассматривается в условиях создания, эксплуатации или потребления. Прежде всего, говоря про качество продукции, стоит его рассматривать как процесс управления, который характеризуется постоянством, планомерностью, целеустремленностью и характеризуется воздействием на всех уровнях на факторы и условия, которые обуславливают создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
2 Факторы качества продукции
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние. К внутренним факторам относят факторы, которые являются результатом деятельности самого предприятия. К ним относятся:
- технические факторы – определяющие факторы качества продукции.
Именно использование в производстве новой техники и технологии, применение новых материалов, сырье высокого качества – основа высокого качества продукции;
- организационные факторы основаны на рациональной и эффективной организации производства и труда, его дисциплины и контроля за качеством продукции;
- экономические факторы прежде всего касаются затрат на всех эта-пах деятельности и обеспечения качества продукции;
- социально-психологические факторы отвечают за создание здорового социально-психологического климата в коллективе, условий труда, мотивацию.
3 Характеристика системы показателей технического уровня качества
Оценка технического уровня продукции подразумевает совокупность операций, осуществляемых на основе выбора номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство продукции, которая оценивается, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. Технический уровень продукции характеристика относительная, то есть оценка основана на сопоставлении показателей, касающихся только технического совершенства товара по сравнению с базовыми соответствующими показателями. Техническое совершенство определяется по специальным картам технического уровня. Анализ обычно проводится группой экспертов на основе исходных данных и оценки технического уровня. Оценивающая группа обычно со-стоит из экспертов, представляющих интересы заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя.
4 Сущность концепции всеобщего управления качеством
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) –бизнес стратегия, нацеленная на повышение качества всех организационных процессов. TQM это процесс, сосредоточенный на качестве, сфокусированный на заказчике (потребителе), основывающийся на фактах, управляемый командный процесс (то есть им нужно руководить), цель которого определяется достижении задач, поставленных предприятием задач путем постоянного улучшение работы. Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет понятие TQM как «организационный подход, сосредоточенный на качестве, базирующийся на участии всех сотрудников и нацеленный на дли-тельный успех процесс, который достигается благодаря улучшению условий работы, полному удовлетворению потребителей и всех членов общества».
5 Определение понятий «стандартизация», «стандарт», «сертификация», «сертификат» (сущность, цели и их значение при организации повышения конкурентоспособности товара)
В качестве механизма, служащего для управления качеством продукции на предприятии выделяют стандартизацию и сертификация продукции, внутренние системы качества, государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, внутрипроизводственный и технический контроль качества. Стандартизация – это установление правил, а также их применение, которые имеют целью упорядочить деятельности в какой-либо отрасли.
Стандартизация устанавливает:
- определение терминов, единиц измерений и обозначений;
- в производстве определяются требования по качеству продукции, сырья, материалов и процессов;
- единую систему показателей качества продукции, а также определяет методы испытания и контроля;
- требований по безопасности труда и жизни людей, а также сохранность материальных ценностей;
- единых систем классификации и кодирования продукции, носителей информации, форм и методов организации производства и т.п.
6 Дифференцированные показатели качества продукции и методы их определения
Уровень качества характеризуется относительной оценкой качества, полученной в результате сравнения группы показателей качества данного товара, по сравнению с группой базовых показателей товаров-аналогов, образцов, стандартов. Одним из методов оценки качества товара является дифференциальный метод.
7 Обобщающие показатели качества продукции и методы их определения
Комплексный метод подразумевает нахождение обобщающего показателя качества. Данный показатель рассчитывается путем сопоставления отдельных показателей и определения коэффициента весомости для каждого.
8 Система управления качеством продукции на предприятии: понятие, принципы построения, сущность процессного подхода к менеджменту качества
Механизм управления качеством продукции представлен рядом объектов и субъектов управления, которые взаимосвязаны, характеризуется принципами, методами и функциями управления на различных этапах жизненного цикла продукции и на различных уровнях.
Основными функциями управления качеством на предприятии являются:
- прогнозирование рыночных потребностей и технического качества продукции;
- разработка и организация продукции в производственный процесс;
- подготовка производства в плане технологического процесса;
- организация процесса взаимодействия между поставщиками ресурсов, предприятием-изготовителем и потребителем;
- обеспечение стабильности планового качества продукции, и ее контроль;
- профилактика брака, аттестация рабочих мест, продукции и исполнителей;
- сертификация;
- обеспечение качества продукции материально-технической и финансовой базами.
9 Сущность управления и улучшения качества и их взаимодействия с содержанием «петли качества»
Основной задачей обеспечения качества продукции на предприятии включает в себя систему управления качеством и должна иметь направленность на его улучшение. «Петля качества» как концепция подразумевает, что обеспечение качества товара должно происходить на всех стадиях жизненного цикла продукции (ЖЦП). Она представляет собой систему, которая включает взаимосвязанные виды деятельности, которые оказывают влияние на качество продукции на различных стадиях ЖЦП. Объектами являются процессы, которые формируют качество товара, которые имеют место, как до производства, во время его и после. Нормативная документация играет важную роль в системе управления качеством.
10 Оптимизация соотношения показателей «качество – издержки»
Выбор оптимального соотношения между качеством изделия и за-тратами на его производство является одним из основных вопросов в деятельности предприятия. Сущность проблемы заключается в том, что увеличение издержек относимых на производство продукции более высокого качества не всегда приводит к росту выручки по данному товару. Рас-смотрим соотношение «качество – издержки» на примере графика (рис 2). Затраты представлены двумя группами – издержками на управление качеством и издержками на ликвидацию брака. Чтобы качество товара было высоким необходимо для этого тратить дополнительные ресурсы. При этом издержки на ликвидацию брака сокращаются при росте издержек на управление качеством. Если осуществить проекцию точки О (точка пересечения издержек рассмотренных ранее) на общие издержки, то данное значение будет показывать минимальные общие издержки. Далее опускаем перпендикуляр на ось уровня качества и получаем точку К, характеризующую оптимальный уровень качества. таким образом, находим оптимальное соотношение «издержки – качество».
11 Соотношения показателей «качество – издержки – прибыль». Критерий выбора этих соотношений
Рассмотрим два предприятия, выпускающих продукцию разного качества: удовлетворительное и высокое. Оба предприятия характеризуются равным значением прибыли, следовательно, на предприятии с товаром высокого качества издержки выше, чем на другом. То есть второе пред-приятие имеет преимущество. Однако для первого предприятия, потенциал рынка может быть более высоким за счет выпуска конкурентоспособной продукции высокого качества. В качестве критерия выбора выступает рентабельность реализован-ной продукции (отношение прибыли к себестоимости), при этом следует брать на рассмотрение долгосрочность обеспечения данного показателя.
12 Методы оценки экономического эффекта и эффективности повышения качества
Повышение качества товара является одной из важнейших задач для предприятия. Улучшение качества продукции – важнейшее направление для развития предприятия. Оценка экономической эффективности повышения качества товара от применения различных технических, информационных и других систем и мероприятий основывается на методологии расчёта экономического эффекта (либо предполагаемого, либо фактического), полученного в результате работы системы или изделия, и определяется, как правило, на протяжении календарного года.
13 Пути улучшения качества продукции на предприятии
Совершенствование качества продукции позволяет предприятию получить конкурентные преимущества, занять наиболее выгодную позицию на рынке, улучшить показатели деятельности предприятия. Именно поэтому фирмы стремятся улучшить качество продукции.
Рассмотрим, как же достичь улучшения качества продукции. Это может быть достигнуто за счет:
- технологических изменений, системы контроля качества;
- кадровых путем изменения состава персонала, повышения его уровня в рамках квалификации;
- изменения состава и структурных характеристик материалов, изделий;
- изменения на этапе проектирования продукта;
- совершенствования системы хранения, упаковки, транспортировки;
- применения методов мотивации труда работников;
- повышения результативности работы ОТК;
- совершенствования работы службы маркетинга, проведения рекламных компаний, изучения покупательских предпочтений.
Заключение
Качество продукции – это основа для создания конкурентного пре-имущества. Оцениваемое с различных сторон (технической, потребительской), оно является одним из ключевых вопросов деятельности предприятия, и состоит в дилемме, какой же уровень обеспечит наибольшую эффективность. Качество продукции определяется на основе сравнения данного товара с товаром-аналогом, а также регламентируется стандартами и другими документами. Качество – это переменная характеристика и поэтому для обеспечения контроля качества, поддержания уровня на предприятие создается система управления качеством товара. Она включает в себя раз-личные мероприятия и службы направленные на обеспечение должного уровня качества. Данная система действует на основе процессного подхода, то есть взаимосвязи всех процессов на предприятии.
1 Фролова ,Т.А.Экономика предприятия: лекции/ Т.А. Фролова. – М.: Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 246 с.
2 Большухина, И. С. Экономика предприятия : учебное пособие / И. С. Большухина. – М.: Ульяновск УлГТУ, 2007. – 118 с.
3 Непомнящий, Е.Г. Экономика и управление предприятием: конспект лекций/Е.Г. Непомнящий. –М.: Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. – 154 с.
4 Головачев, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие/ А.С. Головачев. – М.: Минск: Выш. Шк., 2008. – 464 с.
5 Азарова, В. Н. Управление качеством. Том 1. основы обеспечения качества: учебное пособие/ В.Н. Азарова. – М.: МГИЭМ, 1999. – 326 с.
6 Леонов И. Г., Аристов О. В. Управление качеством продукции: учебное пособие. – 2е изд., перераб. и доп./И.Г. Леонов, О.В. Аристов. – М.: Издательство стандартов, 2001. -223с.
7 Мельников, В.П. Управление качеством: учебник/В.П. Мельников. – М.: «Академия» М., 2005. –279 с.
8 Михеева, Е. Н. Управление качеством: учебник/ Е. Н. Михеева, М. В. Сероштан. – М.: издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2009.- 708 с.
9 Ясельская, А.И. Управление качеством продукции: учебное пособие/А.И. Ясельская. – М.: Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 354 с.