19. Волевое усилие. Особенности проявления воли в профессиональной деятельности
23. Мотивы поведения личности специалиста. Интересы. Нравственные убеждения. Мировоззрение
37. Профессиональные способности. Формирование способностей в профессиональной деятельности техника-технолога общественного питания
52. Покажите правила повышения стрессоустойчивости и предупреждения эмоционального выгорания работников трудового коллектива
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
19. Волевое усилие. Особенности проявления воли в профессиональной деятельности
Связь эмоций и воли можно обнаружить при рассмотрении взглядов Л.С. Выготского, который понимает волю как механизм, позволяющий овладеть собственным поведением, собственными психическими процессами [16].
Многие ученые относят волевое усилие к самым известным механизмам волевой регуляции.
Термин волевое усилие означает мобилизацию внутренних ресурсов человека с целью преодолеть препятствия, которые создают дополнительные мотивы к действию, отсутствующие или недостаточные, а также переживающиеся как состояние значительного напряжения [5].
Воля личности – это определенная совокупность свойств, сформированная в процессе жизни, характеризующая достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения. Ученые относят к волевым свойствам личности такие качества как: инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, деловитость, смелость, самообладание и др. свойства, относящиеся к положительным чертам характера. Отсутствие воли же в свою очередь характеризуются такими качества человека, как беспринципность, безынициативность, трусость, лень, упрямство, малодушие. [13, с. 117]. Людям с развитой волей легче преодолевать внутренние и внешние препятствия, так и мышечного и нервного напряжения.
Некоторые ученые разделяют волевые качества на горизонтальные и вертикальные по своей структуре. Горизонтальную стрyктуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические oсобенности свойств нервной системы. Вертикальная стрyктура разделяет все волевые качества на три «слoя»:
1) природные задатки;
2) волевое усилие, которое инициируется субъектом;
3) социальные и личностные факторы, т.е. мотивационная сфера личности, нравственные принципы и т.д.
23. Мотивы поведения личности специалиста. Интересы. Нравственные убеждения. Мировоззрение
Среди мотивов по отношению к труду ведущую роль играют материальные, связанные, в первую очередь, с оплатой труда (для 70% важен достойный заработок), менее значимым является возможность получения интересной, творческой работы и развитие себя в профессиональном плане [8].
Профессия для специалиста, а также социальная роль, играют роль способа для осуществления его жизненного самоопределения (выбора социальной роли, жизненного стиля и образа жизни). Существует несколько свойств личности, которые остаются неизменными (например, особенности нервной системы, темперамент), другие же могут изменяться в течении длительного временного периода (черты характера, способности, эмоциональная сфера), третьи же более адаптивны и изменчивы (познавательные процессы, психомоторика, волевые качества). Однако изменение последних особенностей можно скорректировать и предугадать.
К примеру, люди, с реалистическим уровнем притязаний более уверенны и настойчивы в достижении своих целей, обладают большей продуктивностью по сравнению с теми, уровень притязаний которых неадекватен их возможностям и способностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека приводит к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижений успехов в различных видах деятельности. Люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех.
37. Профессиональные способности. Формирование способностей в профессиональной деятельности техника-технолога общественного питания
На сегодня уже есть значительное количество научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируется суть компетентностного подхода, проблемы формирования ключевых компетенций, вопросы, связанные с профессиональной подготовкой инженерно-педагогических кадров, ее содержанием, структурой и моделированием педагогических систем и процессов.
Однако, несмотря на увеличение количества научных публикаций по проблемам компетентностного подхода, понятийный аппарат, характеризующий суть этого подхода в профессиональном образовании, еще недостаточно обоснован. Существуют проблемы научно-методических разработок, касающихся особенностей формирования профессиональной компетентности будущих специалистов-технологов пищевой отрасли, преподаватели которых не всегда представляют, как можно реализовать компетентностный подход в обучении.
Трактовка понятия компетентность достаточно широка: к нему относят и учебные способности, знания и умения (умение успешно учиться) и навыки (коммуникативные, социальные навыки), и нравственные ценности (гражданская ответственность или ответственность за окружающую среду), и отношение (групповая солидарность). Поэтому по структуре выделяют организационную, технологическую, экологическую, правовую, политическую, культурологическую, социальную, экономическую компетентность, а также компетентность в сфере коммуникативной деятельности и в сфере личной повседневной жизни человека [11, с. 66].
52. Покажите правила повышения стрессоустойчивости и предупреждения эмоционального выгорания работников трудового коллектива
Под стрессоустойчивостью мы понимаем способность человека сохранять целенаправленную деятельность в трудных, иногда экстремальных условиях существования. К компонентам стрессоустойчивости отнесем уровень нервно-психического напряжения (НПН), самочувствие, активность и настроение [6].
Возникновение профессионального выгорания у представителей трудового коллектива обусловлено следующими особенностями профессиональных ситуаций [1] монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения; напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишнего критицизма; работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования; неразрешенные личностные конфликты специалиста; неудовлетворенность профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т. д.
Практические рекомендации для профилактики синдрома эмоционального выгорания дает академик П. И. Сидоров [14]. Если их соблюдать, то можно предотвратить возникновение синдрома или снизить степень его выраженности. Заключаются они в следующем:
• определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели; • используйте тайм-ауты, которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
• овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).
1. Бусовикова, О.П. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 410 с.
2. Гаврищак Г. Р. Компетентність та ключові компетенції викладача ВНЗ / Матеріали регіонального науково-практичного семінару «Професійні компетенції та компетентності вчителя», 28-29 листопада 2006 р. – Тернопіль: Тернопільський національний педагогічний університет імені Володимира Гнатюка, 2006. – С. 31-32.
3. Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2002 – 496 с.
4. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М.: Луч, 1993. – 132 с.
5. Дудьев, В.П. Психомоторика: cловарь-справочник / В.П. Дудьев – М.: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
6. Ефремов, К. Стресс – первобытный, цивилизованный, школьный // Социальная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 47–54.
7. Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи: Бібліотека з освітньої політики / Під заг. ред. О. В. Овчарук. – К.: "К.І.С.", 2004. – 112 с.
8. Леонидова, Г.В. Профессиональные намерения, мотивы деятельности в зависимости от трудоустройства по специальности, соответствия профессии призванию и способностям / Г.В. Леонидова, К.А. Устинова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – №6(73). – С. 28-36.
9. Наумова, А.О. Иванова Н.Е. Основные причины и способы повышения стрессоустойчивости менеджера на предприятии 2017 – № 1-1(27) – С. 142-145.
10. Никифорова, С.В. Выявление профессиональной пригодности студентов при отборе для целевой индивидуальной подготовки специалистов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. – 2014. – № 2(22). – С. 140-149.
11. Пометун О. Компетентнісний підхід – найважливіший орієнтир розвитку сучасної освіти / О. Пометун // Рідна школа. – 2005. – № 1. – С. 65-69.
12. Селиванов, В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом / В.И. Селиванов. – М.: Высшая школа, 1980. – 93 с.
13. Селиванов, В.И. Психология волевой активности / В.И. Селиванов – Рязань: Изд-во РГПИ, 1974. – 150 с.
14. Сидоров, П. И. Синдром «эмоционального выгорания» у лиц коммуникативных профессий / П.И. Сидоров // Гигиена и санитария: научно-практический журнал. 2008. – № 3. – С. 29 – 33.
15. Чумаков, М.В. Диагностика волевых особенностей личности / М.В. Чумаков // Вопросы психологии. 2006. – № 1. – С. 169-178.
16. Чумаков, М.В. Эмоциональные аспекты волевого усилия / М. В. Чумаков // Весник ЮУрГУ. –№5 – 2009 – С. 77-86.