1.1 Психофизиология как наука.
1.2 Психофизиология организации образовательного процесса в учреждениях ПТО и ССО.
1.3 Психофизиология работоспособности и утомления. Хронобиологические основы жизнедеятельности.
1.4 Оценка уровня работоспособности и утомления .
1.5 Гигиенические основы оптимальной организации образовательного процесса.
1.6 Здоровьесберегающие технологии.
1.7 Человек - сбалансированная саморегулирующаяся система.
1.8 Тренинги по саморегуляции психофизиологического состояния.
1.9 Тренинг по улучшению работы основных жизнеобеспечивающих систем.
2.1 Стресс в учебно-педагогической деятельности.
2.2 Тренинг по повышению стрессоустойчивости и по преодолению дидактогенного стресса.
1.1 Психофизиология как наука.
Введение в психофизиологию. Цели и задачи курса
Психофизиология человека - дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Главными целями психофизиологии являются:
а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.
б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.
Психофизиология использует как физиологические, так и психологические методы. Независимыми переменными (переменными, произвольно изменяемыми исследователем) в психофизиологическом исследовании являются переменные, предъявляемые в ходе физиологических или психологических исследовательских процедур.
1.2 Психофизиология организации образовательного процесса в учреждениях ПТО и ССО
Психофизиологические особенности подросткового возраста
В процессе обучения ребенка в школе можно выделить два физиологически наиболее уязвимых (критических) периода - начало обучения (1 класс) и период полового созревания (11-15 лет - 5-7 класс). Именно эти периоды связаны со значительным функциональным напряжением, выраженной перестройкой в деятельности основных физиологических систем, низкой и неустойчивой работоспособностью, когда учебная работа, умственная активность достигается большой «физиологической ценой». Снижение «физиологической цены» и повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трех основных принципов его построения:
• рациональной организации учебного процесса.
1.3 Психофизиология работоспособности и утомления. Хронобиологические основы жизнедеятельности.
Понятие о работоспособности и утомлении, синдром хронической усталости (СХУ), причины их развития
Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
В научной литературе это понятие имеет несколько толкований. Работоспособность рассматривается:
• как способность человека выполнять определенную работу на определенном уровне качества и надежности,
• и как нечто тождественное функциональному состоянию организма,
• и как способность обеспечивать определенный заданный уровень деятельности, эффективность работы (что тождественно понятию производительности труда),
• и как предельные возможности организма.
Такое различение важно с методологической точки зрения, ибо если работоспособность понимать как потенциал работника, то для ее измерения необходимо использовать функциональные нагрузочные пробы.
1.4 Оценка уровня работоспособности и утомления.
Психофизиологическая экспресс-диагностика работоспособности и утомления. Тренинг активизации восстановления работоспособности
Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности как основной составляющей надежности человека. При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.
Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет принцип постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего отдыха и перехода на другой вид деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков.
Высокую продуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная последовательность, определенная система труда.
Рассматривая восстановительные процессы, протекающие в организме в ответ на выполнение интенсивной или продолжительной работы, нельзя упускать такое понятие, как текущее восстановление по ходу выполнения работы, заключающееся в поддержании состояния равновесия и величин гомеостаза, которые изменяются в процессе мышечной деятельности. Центральное место среди этих процессов занимают метаболические превращения, направленные на поддержание должной концентрации АТФ в работающих мышцах.
1.5 Гигиенические основы оптимальной организации образовательного процесса.
Гигиена как наука по предупреждению влияния вредных факторов и профилактики заболеваний. Вредные факторы, их влияние на работоспособность и здоровье учащихся
Гигиена – медицинская, профилактическая дисциплина. Она изучает закономерности воздействия на организм факторов окружающей среды с целью предупреждения заболеваний и улучшения самой окружающей среды. Факторы окружающей среды изучают и другие дисциплины. Особенность гигиены состоит в том, что она изучает влияние факторов внешней среды на здоровье человека.
Факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Дезадаптационные состояния учащихся:
• часто отвечает не по существу, не может выделять главное;
• долго переживает неудачи в течение урока;
• с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры.
1.6 Здоровьесберегающие технологии.
Ознакомление с формами и методами обучения в области психофизиологии и гигиены. Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Формы и методы обучения в области психофизиологии здоровья
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов.
Наблюдение является традиционным и старейшим в психологии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исключительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все основания выделить группу методов наблюдения, которые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания физиологических процессов при определенных психических состояниях или ситуациях поведения.
Все методы, которые применяются в психофизиологии профессиональной деятельности, условно можно разделить на три большие группы:
1) методы оценки функционирования анализаторных систем;
2) методы оценки исполнительных механизмов деятельности;
3) методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника.
Понятие «здоровье сберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние 2-3 года. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.Занкова, С.Френе, В.Зайцева, М.Монтессори и т.д. или по «технологии здоровье сбережения». Но это не так. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровье сбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие «здоровье сберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности. Это показатель того, «взимается» или нет с учащихся, без их согласия, плата за получаемое ими образование в форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.
1.7 Человек - сбалансированная саморегулирующаяся система.
Человек - сбалансированная саморегулирующаяся система. Психофизиологические основы саморегуляции
Человек — сбалансированная саморегулирующаяся биосистема, его организм сам избавляется от болезней, если создать ему условия, соответствующие законам природы, не противоречащие экологии человека. У здоровых родителей ребенок рождается здоровым. Многие болезни приходят к человеку… с едой. Попробуем разобраться — как и почему это происходит.
Процесс переваривания, то есть, расщепление пищи на простейшие составляющие, необходим для того, чтобы затем из этих составляющих организм построил новые клетки. Но мы и не задумываемся о том, что разные продукты перевариваются разное время. Массу энергии, предназначенной для жизнедеятельности и борьбы с болезнями, организм вынужден тратить на безуспешные попытки переварить как попало составленный обед.
Не переварившиеся продукты обязательно попадают в толстый кишечник. Тут они в процессе перисталических движений отделяются от переваренной пищи, собираются в комок, именуемый каловым камнем, обезвоживаются и опускаются в правую восходящую часть, «про запас».
В структуре профессиональной деятельности значимую и специфическую роль играет процесс самоконтроля. Благодаря этому регулятивному процессу деятельность обретает свойства само регулируемости, адаптивности по отношению к изменениям внешних и внутренних условий ее выполнения.
1.8 Тренинги по саморегуляции психофизиологического состояния.
Диагностика и регуляция функционального состояния организма. Активизация внутренних резервов организма
Физиологические методы диагностики функциональных состояний представляют собой особый класс методических приемов и показателей, по которым можно надежно и объективно судить о текущем состоянии организма и его изменениях. Детальный анализ методов психофизиологии был представлен в соответствующем разделе. Рассмотрим специфику их использовании при диагностике функциональных состояний.
ЭЭГ показатели ФС. Изменения параметров электрической активности мозга традиционно используются в качестве непосредственного индикатора динамики уровня активации. Различным уровням бодрствования соответствуют характерные изменения спектрального состава ЭЭГ. Для спокойного бодрствования типично преобладание альфа-ритма, степень выраженности которого еще более увеличивается при закрытых глазах. При открывании глаз и повышении уровня бодрствования наступает явление блокады альфа-ритма. Для активного бодрствования характерна несинхронизированная ЭЭГ с преобладанием высокочастотных составляющих бета- и гамма- ритмов. При эмоциональном напряжении и умственной активности в ЭЭГ может появляться и усиливаться тэта-ритм. В состоянии утомления начинает более отчетливо проявляться медленно волновая активность в тэта- и дельта- полосах. По мере возрастания утомления продолжительность этих периодов увеличивается и возникает картина "гиперсинхронизации" ЭЭГ. Дельта-ритм также наиболее характерен для определенной стадии сна.
1.9 Тренинг по улучшению работы основных жизнеобеспечивающих систем.
Диагностика состояния основных жизнеобеспечивающих систем. Тренинги «Бодрость за одну минуту» с элементами самомассажа. Акупунктура и точечный массаж
К объектам и системам жизнеобеспечения населения относятся водоснабжение и канализация, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, медицинское обслуживание населения, транспорт, системы связи, продовольственного снабжения и информационного обслуживания.
Бодрость за одну минуту (с элементами самомассажа)
Перед массажем тщательно вымыть руки, вытереть.
1. Быстро потереть друг о друга пальцы ладони в течение 5 сек.
2. Быстро потереть разогретыми, теплыми пальцами щеки вверх-вниз в
течение 5 сек.
3. Побарабанить пальцами по макушке головы в течение 5 сек.
4. Сжать руку так, чтобы кулак оставался в расслабленном состоянии. Энергично поглаживать внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (3 раза).
5. Осторожно надавить на щитовидную железу (ниже кадыка) средним и указательным пальцами (3 раза).
6. Найти на шее пульсацию сонной артерии (непосредственно под углом нижней челюсти), осторожно нажать на артерию. Сосчитав до 5, отпустить. Дышать глубоко. Снова нажать и перейти на другую сторону шеи, чтобы проделать аналогичные манипуляции.
7. Большим пальцем нащупать впадину на основании черепа (у места соединения головы с позвоночником). Нажать. Сосчитав до трех, отпустить. Повторить 3 раза.
2.1 Стресс в учебно-педагогической деятельности.
Стресс, общее понятие. Теория Г. Селье. Дидактогенный, психоэмоциональный, информационный стрессы. Стрессоустойчивость педагога и учащихся
Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма – «общего адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание ϶той реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма: стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон, под его влиянием внешняя корковая часть надпочечников выделяет кардиоиды, что приводит к сморщиванию вилочковой железы, атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара как легко доступного источника энергии.
Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула традиционно физико-химической природы.
Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при ϶том сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее.
2.2 Тренинг по повышению стрессоустойчивости и по преодолению дидактогенного стресса.
Диагностика стресса. Определение стрессоустойчивости, профессионального выгорания
В настоящий момент в психодиагностике главенствует комплексный подход, согласно которому процесс измерения уровня развития той или иной составляющей психической жизни человека производится с использованием нескольких различных инструментов.
В процессе определения стрессовых состояний организма используются методы наблюдения, опроса, тестирования. Очень часто исследователь применяет несколько методик психодиагностики, анализируя комплекс их результатов, собственных наблюдений, отзывов близких к испытуемому людей и соединяя их в единое представление об уровне развития стресса и состояния стрессоустойчивости испытуемого.
Направления психодиагностики, отбор конкретных методик и условия их применения зависят, прежде всего, от концептуальной основы деятельности специалиста, проводящего диагностику, от направленности его работы, полученного запроса, цели проведения диагностики, от конкретной ситуации.