Введение
1. Мировоззрение и его структура, основные типы мировоззрения
2. Социальные институты и организации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Изучение курса основ гуманитарных наук является непременным условием формирования высококвалифицированных специалистов для всех отраслей хозяйства. Социально-гуманитарные знания воспитывают у студентов творческое отношение к делу, повышает культуру мышления, умение выделять главное, расширяют общий кругозор, способствует глубокому овладению основами общетеоретических и специальных наук, являются важным источником социально-политической активности личности.
Цель работы – самостоятельное изучение учебной литературы с целью усвоения знаний в рамках дисциплины.
Задачи работы:
- охарактеризовать мировоззрение и его структуру, выявить основные типы мировоззрения;
- описать социальные институты и организации.
В процессе написания работы, рассмотрена такая категория философии, как «мировоззрение», которая представляет совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Следующие категории, на которые мы обратили внимание, принадлежат области социологии - это «социальный институт» и социальная организация».
1. Мировоззрение и его структура, основные типы мировоззрения
Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное - необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое.
Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания.
В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи [1, с. 19-21].
При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущение - первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие - вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Миропонимание - высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем [2, с. 104-106].
2. Социальные институты и организации
В социологи институты рассматривают как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности [4, с. 78].
Г. Спенсер предложил первым науке такой термин, как «социальный институт». Также он подробно изучил данный феномен и предложил шесть типов социальных институтов. Согласно его учению, любые социальные институты обеспечивают возможность членам общества, социальных групп удовлетворять свои потребности. Так Г. Спенсер предложил и проанализировал функционирование следующих социальных институтов: домашние учреждения, обрядовые учреждения, политические учреждения, церковные учреждения, профессиональные учреждения и промышленные учреждения [3, c. 202-203].
Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции [4, с. 78-79].
Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:
- постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;
- четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи.
Заключение
В ходе изучения дисциплины «Основы гуманитарных наук» нам удалось получить определенные знания из таких областей, как философия и социология.
Так понятие «мировоззрение» является областью философии и понимает под собой совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».
Структура мировоззрения, можно включает следующие стороны: познавательную, аксиологическую, праксеологическую. Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты). Что касается уровней мировоззрения, то в зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются: жизненно-практический уровень и интеллектуально-умозрительный (теоретический). Типы мировоззрения формировались на протяжении всего этапа развития человечества, что позволяет выделить следующие: мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, обыденное (житейское) мировоззрение, научное мировоззрение и философское мировоззрение.
Затем, нами были изучены категории социологии такие, как «социальный институт» и «социальная организация». Под институтом понимается устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Социальные институты способствуют удовлетворению потребностей, возникающих у членов общества. В зависимости от выполняемых функций социальные институты делятся на реляционные, регулятивные, культурные и интегративные. Переходя к социальным организациям, важно отметить, что социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели. В основном организации делятся на формальные и неформальные. Макс Вебер высказал предположение, что формальная организация, как правило, стремится превратиться в бюрократическую систему. Он довольно высоко оценил роль бюрократии, утверждая, что без нее не возможен технический, технологический, организационный процесс.
Таким образом, цели и задачи работы рассмотрены.
1. Введение в философию : учеб. пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Республика, 2003. 623 с.
2. Канке, В. А. Основы философии : учеб. для студ. средних спец. учеб. заведений / В. А. Канке. М. : Логос, 2008. 288 с.
3. Социология : учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, O. A. Шабанова, Г. С. Лукашова; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 407 с.
4. Социология : учеб. / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов; Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Гардарики, 2003. – 512 с.
5. Философия : учеб. для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. М. : Норма, 2005. 673 с.