1. Меры административной ответственности
2. Понятие конституционного строя основ конституционного строя Республики Беларусь
3. Задача. Иванов И., четырнадцати лет, был задержан контролером за безбилетный проезд в автобусе и доставлен в общественный пункт охраны правопорядка Советского РУВД г.Минска. Через 3 часа Иванова И. отпустили из ОПОП. Оцените действия сторон. Является ли Иванов И. субъектом административно-правового отношения?
Список использованных источников
1. Меры административной ответственности
В Республике Беларусь перечень мер административной ответственности содержится в Кодексе об административных правонарушениях (далее – КоАП). В ч. 1 ст.6.2 указаны следующие меры административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости [1].
Необходимо отметить, что вышеприведенный перечень мер административной ответственности является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Меры административного взыскания могут применяться как к физическим, так и к юридическим лицам. К физическому лицу могут быть применены все из перечисленных мер. К юридическим лицам в качестве меры административного взыскания применяются только предупреждение, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация и взыскание стоимости.
Рассмотрим меры административных взысканий. Так, в соответствии со ст. 6.4 КоАП суть предупреждения как меры взыскания состоит в том, что виновное лицо в письменном виде предупреждается о недопустимости противоправного поведения [1].
Согласно ч. 1 ст. 6.5 КоАП штраф представляет собой денежное взыскание, размер которого определяется в белорусских рублях исходя из базовой величины, установленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, в некоторых случаях размер штрафа в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки [1].
Наказание в виде исправительных работ заключаются в привлечении физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, к труду по месту работы с удержанием в доход государства 20% заработка.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.7 КоАП административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток [1].
Лишение специального права – это вид административного взыскания за грубое нарушение порядка пользования этим правом, которое налагается управомоченным органом (должностным лицом) и выражается в ограничении права заниматься определенной деятельностью в течение назначенного срока (от 3 месяцев до 3 лет).
2. Понятие конституционного строя и основ конституционного строя Республики Беларусь
Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Именно поэтому для каждого государства можно выбрать соответствующую из характеристик: республика/монархия, унитарное государство/федеративное государство и т.д. Различные черты в совокупности определяют способ организации того или иного государства.
В специальной литературе термин «конституционный строй» является относительно новым, иногда вместо него используют понятие «общественный и государственный строй».
Необходимо отметить, что суть современного определения понятия «конституционный строй» состоит в формальном и содержательном аспекте. С формальной точки зрения конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. В этом случае не важно, какие ценности закреплены в Конституции. Также под конституционным строем можно понимать закрепленную в конституции систему организации государства и общества, следовательно, любое государство будет являться конституционным [3].
Рассматривая конституционный строй с содержательной точки зрения под этим термином понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):
1) подчинение государства праву;
2) признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;
3) действие принципа разделение властей и системы сдержек и противовесов;
4) многообразие форм собственности и гарантии для развития института частной собственности;
5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, кроме экстремистских;
6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и выступающих в качестве конструктивного оппонента государственной власти [3].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в содержательном аспекте конституционный строй – это государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты.
Задача. Иванов И., четырнадцати лет, был задержан контролером за безбилетный проезд в автобусе и доставлен в общественный пункт охраны правопорядка Советского РУВД г.Минска. Через 3 часа Иванова И. отпустили из ОПОП. Оцените действия сторон. Является ли Иванов И. субъектом административно-правового отношения?
Для того, чтобы определить, является ли Иванов И. субъектом административно-правового отношения необходимо дать определение этому термину. Субъект административно-правовых отношений – юридические и физические лица, наделенные административной правоспособностью или административной правосубъектностью. В соответствии с ч. 1 ст. 4.3 КоАП по общему правилу административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста [1]. Однако в ч. 2 ст. 4.3 КоАП приведен перечень правонарушений, за которые административной ответственности подлежит лицо от четырнадцати до шестнадцати лет [1]. Согласно обстоятельствам, описанным в задаче, в действиях Иванова И. содержаться признаки правонарушения, ответственность за которое наступает по ст. 18.30 КоАП «Безбилетный проезд» [1]. Поскольку Иванову И. четырнадцать лет, а безбилетный проезд отсутствует в качестве оснований для привлечения к административной ответственности в ч. 2 ст. 4.3 КоАП, то Иванов И. не является субъектом административно-правового отношения.
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь от 21 апр. 2003 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 63. – 2/946; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 28.07.2018. – 2/2569;
2. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. –1/0; 2004. –№ 188. – 1/6032;
3. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2004. – 690с.
4. Основы права: Учебник/ В.Н. Артемова, С.А. Балашенко, А.В. Барков и др. / под редакцией Г.В. Шишко. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2006. –416 с.;
5. Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь от 20 дек. 2006 г. (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 14. – 2/1291; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 28.07.2018. – 2/2569;