ВВЕДЕНИЕ
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Факторы формирования социально-психологического климата в коллективе
1.2. Социально-демографическая структура коллектива
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главных условий развития коллектива, его устойчивости является создание условий для активной деятельности работников. От того, какой психологический климат в коллективе, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, уважительна позиция и поступки руководства и коллег – зависит успешная жизнь коллектива, его уверенное движение к поставленным целям. Забота о человеческом факторе является условием успешной деятельности коллектива. Умение администрации создавать атмосферу поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, слаженной работы в целом.
Климат в любом заведении оказывает мощное влияние на успехи в работе, продуктивность самих работников. Формирование климата зависит от многих факторов и, прежде всего, от стиля и методов руководства. Поэтому руководитель должен владеть основами социально-психологических знаний и эффективно воздействовать на социально-психологические, а через них на организационные и экономические процессы, протекающие в коллективе.
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Факторы формирования социально-психологического климата в коллективе
Взаимоотношения работников, администрации в коллективе напрямую зависят от сформированности уровня социально-психологического климата в коллективе. Социально-психологический климат - это совокупность социально-психологических характеристик группы, преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива, характер взаимоотношений в коллективе и интегральная характеристика состояния коллектива. [1,с.113].
Исследователи Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н [2,с.175] отмечают следующие, наиболее существенные характеристики социально-психологического климата:
1. Совпадение ценностных ориентаций коллектива с ценностными ориентациями общества.
2. Отношения товарищества, взаимопомощи, низкий уровень конфликтности.
3. Доброжелательное отношение к «новичкам».
4. Преобладание оптимистического настроения.
5. Удовлетворенность работой и коллективом.
6. Хорошая трудовая и производственная дисциплина.
7. Предрасположенность к общению в нерабочее время.
8.Свободное обсуждение вопросов, связанных с трудовой деятельностью и жизнью коллектива, доброжелательная критика.
Особую значимость указанные параметры имеют в современных условиях, когда необходимо формирование компетентного рыночного мышления.
1.2. Социально-демографическая структура коллектива
Важна и социально-демографическая структура, в которой выделяются группы по возрасту, полу, национальности. Для администрации чрезвычайно важно правильно оценить половозрастную структуру коллектива с психологической точки зрения, поскольку каждый возрастной период имеет свои психологические особенности. При формировании также должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоду профессиональной деятельности. Особенности женской и мужской психологии накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Это отметил Д.Г.Скотт [4,с.164] в своей работе: женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты; мужские группы более жестоки, рациональны, но и инертны, прагматичны, имеют тенденцию к деловым и лидерским конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.
В рамках профессионально-квалификационной структуры коллектива также выделяют группы работников: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные, неквалифицированные, практики, работники со средним специальным образованием, с высшим образованием.
Знание этих характеристик позволит руководителю увидеть плюсы и минусы своей организации, коллектива, выявить его психологические особенности, а также тех работников, которые способны повысить или, наоборот, снизить эффективность его деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном обществе руководитель без коллектива не может грамотно организовать работу, именно поэтому ему как никому другому целесообразно и выгодно заботиться о формировании благоприятных взаимоотношений в коллективе. Благоприятные взаимоотношения в коллективе характеризуют оптимизм, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимную поддержку, теплоту и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, профессионально расти, вносить вклад в развитие организации. Неблагоприятные же, наоборот, характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, непонимание, враждебность, подозрительность, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом.
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задача
Условие: При распределении премии в зависимости от трудового вклада некоторые члены коллектива посчитали, что их незаслуженно "обошли". Вы- руководитель сотрудники пришли к вам. Ваши действия.
Решение: Как руководитель, в данной ситуации необходимо разобраться исходя из каких именно заслуг «обошли» членов коллектива. Вполне возможно, что некоторые члены коллектива брали работу сверхурочно оставаясь на работе, на дом, а объём работы оставался на прежнем уровне, в то время, как другие работники показали действительно дополнительные результаты труда, не прибегав при этом к сверхурочной работе, объясняет только, что члены коллектива, которые посчитали, что их «обошли», неправильно распределяют свое рабочее время.
1. Жданов, О.М. Социально-психологический климат в коллективе./О.М. Жданов; HR-портал: сообщество профессионалов. - 2007.
2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.,: Мысль, 1983. – 207 с.
3. Андреева Г.М., Социальная психология: учебник./Г.М. Андреева; – М.: Инфра-М, 2001 – 384с.
4. Скотт Д.Г., Конфликты пути их преодоления / Внешторгиздат, – Киев, 1991. – -191 с.
5. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Экономико-юридический словарь. – Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2000. –722 с.
6. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций. –М.: ИНФРА–-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. –245 с.
7. Шостром Э.А. Человек-манипулятор: Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. 2-е изд. . –М.: Апрель Пресс, 2008. – 192с.
8. Бандурка, А. М. Психология управления. / по ред. А. М. Бандурка, С. П. Бочарова; –Харьков: "Фортуна-пресс", 1998. –456 с.