1. Освобождение от административной ответственности
2. Административное задержание
3. Задача
На заседании городского исполкома обсуждался проект решения об ответственности за нарушения общественного порядка, которым на органы милиции возлагалась обязанность применять к лицам, допустившим нарушение общественного порядка, предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест. Применение этих мер должно было проводиться в том случае, «если меры общественного воздействия окажутся недостаточными».
При обсуждении проекта решения некоторые члены исполкома высказали сомнение в том, что издание исполкомом такого акта будет правомерным, и предлагали предварительно ознакомить с проектом решения прокурора города. Председатель исполкома предложил принять решение. При этом он указал, что закон не обязывает исполком согласовывать свои решения с прокурором. Решение было принято и направлено прокурору города.
Как должен поступить прокурор? Ответ обоснуйте конкретными статьями нормативных актов.
Список использованных источников
1. Освобождение от административной ответственности
Административная ответственность – один из наиболее распространенных видов юридической ответственности. Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания, установленного материальными нормами административного права, к лицу, совершившему правонарушение.
В Республике Беларусь ежегодно привлекаются к административной ответственности более 3 млн человек. Наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной административная ответственность направлена на защиту существующего правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву.
Содержащиеся в законодательных и подзаконных актах нормы административной ответственности в своей совокупности образуют самостоятельный институт административного права. Уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная – законодательством о труде и другими законами, законодательными и подзаконными актами; материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права.
Административная ответственность обладает признаками, присущими юридической ответственности вообще. Однако она отличается от других видов юридической ответственности только ей присущими следующим основными чертами:
а) административная ответственность наступает за любое правонарушение, совершенное в сфере государственного управления и распространяется на всех, кто нарушает административно-правовые нормы, выступая в качестве важнейшего юридического средства обеспечения их реального исполнения, соблюдения и применения. Административно-правовые нормы содержатся во многих отраслях белорусского права (например, трудового, финансового, экологического, земельного, конституционного), что придает административной ответственности межотраслевое, правоохранительное значение. Так, нарушение законодательства о труде, правил землепользования, охраны природы, нарушение избирательных прав граждан, уклонение от подачи декларации о доходах признается законодателем административным правонарушением;
б) административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, которая состоит из законов, многочисленных законодательных и подзаконных актов либо их норм об административных правонарушениях. Прежде всего следует указать на Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
2. Административное задержание
В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса:
1) административное задержание физического лица;
2) личный обыск задержанного;
3) наложение ареста на имущество;
4) изъятие вещей и документов;
5) задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства;
6) отстранение от управления транспортным средством;
7) блокировка колес транспортного средства;
8) привод;
9) удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.
Административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения, в доставлении его в место, определенное органом, ведущим административный процесс, и содержании в данном месте.
Административное задержание физического лица применяется в целях:
1) пресечения противоправной деятельности;
2) составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным;
3) установления личности;
4) обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении;
5) пресечения сокрытия или уничтожения доказательств;
6) обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста или депортации.
Об административном задержании физического лица составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания. При этом задержанному разъясняется право пригласить защитника. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа. Копия протокола вручается задержанному по его просьбе.
3. Задача
На заседании городского исполкома обсуждался проект решения об ответственности за нарушения общественного порядка, которым на органы милиции возлагалась обязанность применять к лицам, допустившим нарушение общественного порядка, предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест. Применение этих мер должно было проводиться в том случае, «если меры общественного воздействия окажутся недостаточными».
При обсуждении проекта решения некоторые члены исполкома высказали сомнение в том, что издание исполкомом такого акта будет правомерным, и предлагали предварительно ознакомить с проектом решения прокурора города. Председатель исполкома предложил принять решение. При этом он указал, что закон не обязывает исполком согласовывать свои решения с прокурором. Решение было принято и направлено прокурору города.
Как должен поступить прокурор? Ответ обоснуйте конкретными статьями нормативных актов.
Согласно Закону Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», исполнительные комитеты совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка; осуществляют деятельность по профилактике правонарушений.
Исполком не уполномочен изменять нормы Кодекса об административных правонарушениях, в связи с чем издание подобного акта будет со стороны исполкома незаконно.
Прокурор вправе вынести акт прокурорского реагирования. В данном случае будет уместно внесение прокурором протеста – это акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
1. Шишко, Г.Б. Основы права: учебник / Г.Б. Шишко, Г.А. Василевич, А.В. Барков, Т.С. Бойко и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 800 с.
2. Основы права: Учебник / В.Н. Артемова, С.А. Балашенко, А.В. Барков и др.; Под редакцией Г.Б. Шишко. – 3-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 416 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. № 131-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 28.07.2018, 2/2569.
4. Телятицкая, Т. В. Административное право: ответы на экзаменац. вопр. /Т. В. Телятицкая. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 224 с.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З с изм. и доп. от 17 июля 2018 г. № 131-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 28.07.2018, 2/2569.
6. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З с изм. и доп. от 9 января 2018 г. № 91-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 18.01.2018, 2/2529.
7. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 18 июля 2016 г. № 401-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 21.07.2016, 2/2399.