1. Дайте понятие о торговом ассортименте. Укажите факторы, определяющие построение торгового ассортимента. Охарактеризуйте показатели, состояния ассортимента товаров магазина (широта, глубина, структура, полнота, обновляемость, рентабельность).
2. Перечислите способы заключения договоров. Охарактеризуйте порядок заключения договора поставки путем переписки. Обоснуйте действия коммерческого работника, если он не согласен с условиями поставки.
3. Перечислите методы оптовой продажи товаров при складском обороте. Опишите продажу товаров через мелкооптовые магазины-склады.
4. Составьте раздел договора «Качество товаров, порядок приемки» между ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» и ТП ООО «Брест». Изложите в нем основные требования к поставщику, защищающие интересы покупателя.
1. Дайте понятие о торговом ассортименте. Укажите факторы, определяющие построение торгового ассортимента. Охарактеризуйте показатели, состояния ассортимента товаров магазина (широта, глубина, структура, полнота, обновляемость, рентабельность).
Торговый ассортимент — совокупность товаров, реализуемых в торговой сети, включающий товары производственные товары различных местных производителей и импортируемые товары. Торговый ассортимент, представленный на полках торгового предприятия определяет тип торгового предприятия (универсальное и специальное, торговые предприятия с комбинированным и смешанным ассортиментом) и форму торгового обслуживания. В однотипных магазинах разной торговой площади, ассортимент будет значительно различаться на количество видов товара и товарных групп [1].
С учетом сложности различают простой и сложный ассортимент товаров.
Те виды товаров, которые классифицируются не более, чем по трем признакам, составят простой ассортимент товаров (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и др.).
Те виды товаров, которые классифицируются на разновидности более чем по трем признакам, в совокупности будут составлять сложный ассортимент товаров (обувь, одежды и др.).
Укрупненный ассортимент определяется соотношением отдельных групп изделий. Группа товаров должна объединяться по ряду признаков: способ производства, назначение, особенности конструкции и др. Развернутый ассортимент определяется представленными разновидностями товаров.
Комбинированный ассортимент — это набор нескольких групп товаров разного назначения, которые связаны общностью спроса и удовлетворяют индивидуальные потребности [1].
2. Перечислите способы заключения договоров. Охарактеризуйте порядок заключения договора поставки путем переписки. Обоснуйте действия коммерческого работника, если он не согласен с условиями поставки.
Договор заключается несколькими способами:
а) составлением одного документа с названием «договор» (контракт, соглашение).
Такой способ является самым оптимальным. Однако следует помнить, что согласованная спецификация не является договором. Более того, отдельные нормативные правовые акты, которые регулируют правила заключения и соблюдения договоров определенного вида, устанавливают обязательные требования к договорам, как, например, этого требует постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444, утвердившее Положение о поставках товаров в Республике Беларусь;
б) в соответствии с протоколом о намерениях.
По предварительному договору стороны обязуются в будущем заключить договор для передачи товаров, выполнение конкретных работ (услуг) на условиях, которые предусмотрены предварительным договором;
в) обмен письмами, факсами и т.п. со стороной, которая их отправляет.
Такую форму связи рекомендуется либо не применять при заключении договоров, особенно внешнеэкономических, либо обязательно повторять все условия предложения и акцепта, направляя другой стороне соответствующее письмо при ее использовании, а при оформлении договора в виде единого документа – представляя для подписания письменный текст договора.
3. Перечислите методы оптовой продажи товаров при складском обороте. Опишите продажу товаров через мелкооптовые магазины-склады.
При оптовом складском обороте могут быть использованы следующие методы оптовой продажи товаров со склада:
на основании заключенных договоров;
по личному отбору товаров покупателями;
по письменным, телефонным, телеграфным, электронным заявкам (заказам);
авто-склады;
путем пересылки по почте.
Существует такой вид продажи, как продажи товаров с личной отборкой. Такой способ практикуется при сложном ассортименте изделий, когда требуется непосредственное участие покупателя или его представителя. Для создания удобств покупателям в отборе товаров оптовые базы потребительской кооперации организуют оптовую продажу товаров через залы товарных образцов или торгово-коммерческие павильоны.
По письменным, телеграфным и телефонным заявкам продажа осуществляется без предварительной личной отборки по товарам простого ассортимента или хорошо известным товарам сложного ассортимента. Заявки, которые поступают на базу по почте или телефону, регистрируются в специальном журнале, проверяются с точки зрения соответствия заключенному договору и передаются на исполнение.
4. Составьте раздел договора «Качество товаров, порядок приемки» между ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» и ТП ООО «Брест». Изложите в нем основные требования к поставщику, защищающие интересы покупателя.
КАЧЕСТВО ТОВАРОВ. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ.
1. Поставляемые по настоящему договору товары ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков» должны соответствовать обязательным требованиям стандартов, ГОСТов и подтверждаться сертификатом соответствия.
2. Приемка товара по количеству и качеству производится ТП ООО «Брест» в соответствии с Постановлением Совета Министров РБ № 1290 от 03.09.2008. «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству» на складе ТП ООО «Брест».
3. Приемка товаров оформляется сторонами путем подписания Актов приема-передачи.
4. Упаковка, в которой отгружаются товары, и маркировка должны соответствовать государственным стандартам и подтверждаться сертификатом качества (или иным документом) изготовителя, обеспечивать хранение товара и его не повреждение при транспортировке. Маркировка товара должна соответствовать стандартам и техническим требованиям, существующим для данного вида товара.
1. Ассортимент [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/assortiment/.
2. Порядок заключения договоров [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/bank-dannykh-biznes-/pravovye-osnovy-biznesa/khozyaystvennaya-deyatelnost/poryadok-zaklyucheniya-dogovorov/.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
4. Постановление Совета Министров РБ № 1290 от 03.09.2008. «Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству».
5. Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444.
6. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность / С.Н. Виноградова. – Минск: Выш. шк., 2010.