Введение
1. Декрет №8 "О развитии цифровой экономики"
2. Перспективы развития IT-аутсорсинга в Республике Беларусь с учетом мирового опыта
3. Состояние и перспективы развития банковских информационных технологий в Республике Беларусь
Удовлетворение все возрастающих потребностей общества при неуклонном росте народонаселения земного шара требует резкого повышения эффективности всех сфер деятельности человека, непременным условием которого выступает адекватное повышение эффективности информационного обеспечения. Под информационным обеспечением понимается представление необходимой информации с соблюдением требований своевременности и актуальности выдаваемой информации. Представление необходимой информации – одна из важнейших составляющих информационного общества.
Концепция информатизации включает прежде всего создание унифицированной в широком спектре приложений и полностью структурированной информационной технологии, охватывающей процессы сбора, накопления, хранения, поиска, переработки и выдачи всей информации, необходимой для информационного обеспечения деятельности.
Чтобы информационная технология была унифицированной в широком спектре приложений, в не меньшей степени должны быть унифицированы: представление об информации, т. е. ее классификация и описание параметров основных видов, выделенных в классификационной структуре; структура и общее содержание информационного потока, т. е. процессов генерирования, фиксации и циркуляции информации в целях информационного обеспечения деятельности; перечень и содержание процедур обработки информации во все время и на всех этапах информационного обеспечения деятельности; перечень и содержание методов решения задач обработки информации.
1. Декрет №8 "О развитии цифровой экономики"
Президент Беларуси Александр Лукашенко 21 декабря 2017 года подписал декрет №8 "О развитии цифровой экономики". Документ создает беспрецедентные условия для развития ИТ-отрасли и дает серьезные конкурентные преимущества стране в создании цифровой экономики XXI века [1].
Согласно декрету, действие специального режима ПВТ продляется до 2049 года. Сохраняется экстерриториальный принцип регистрации. Остаются неизменными базовые условия хозяйствования для резидентов парка. Декретом предусмотрены новые виды деятельности резидентов ПВТ: разработка биотехнологий, медицинских, авиационных и космических технологий, киберспорт. Резиденты ПВТ смогут не только разрабатывать, но и производить высокотехнологичную наукоемкую продукцию. Кроме того, расширяются их возможности по коммерциализации разработанных программных продуктов, в том числе посредством оказания рекламных и маркетинговых услуг и так далее.
Документ создал правовые условия для проведения ICO, использования криптовалюты и внедрения смарт-контрактов. Таким образом Беларусь становится первой в мире юрисдикцией с комплексным правовым регулированием бизнесов на основе технологии блокчейн. Декрет не предполагает никаких ограничений и специальных требований к операциям по созданию, размещению, хранению, отчуждению, обмену токенов, а также деятельности операторов криптоплатформ и операторов обмена криптовалют. Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами, не является предпринимательской деятельностью, а токены не подлежат декларированию. При этом до 2023 года деятельность по майнингу, созданию, приобретению и отчуждению токенов не облагается налогами. Введя в правовое поле белорусского законодательства смарт-контракт и предоставив право осуществлять посредством его совершение и (или) исполнение сделок, Беларусь становится первым государством в мире, легализовавшим смарт-контракты на страновом уровне.
Декретом создаются условия для развития продуктовых ИТ-компаний. Документ предусматривает упрощение порядка заключения внешнеэкономических сделок с использованием интернета - возможность заключения их в электронном виде. Отныне резиденты вправе совершать операции с электронными деньгами без ряда ограничений, открывать счета в иностранных банках и иных кредитно-финансовых организациях без разрешения Национального банка, получать на них денежные средства, проводить в уведомительном порядке валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляемые на основании разрешения Нацбанка. Законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций на операции с участием резидентов ПВТ не распространяется.
2. Перспективы развития IT-аутсорсинга в Республике Беларусь с учетом мирового опыта
Благодаря научно-техническому прогрессу развитые страны смогли достичь высокого уровня жизни. Беларусь обладает ограниченными природными ресурсами, поэтому для роста экономики необходимо развитие интеллектуального потенциала страны, в том числе информационных технологий.
Сегодня ведущими подсекторами для инвестирования являются IT-сфера, а также аутсорсинг/ офшоринг. Общие расходы в мире на IТ составляют $ 2,999 триллиона, в том числе на аутсорсинг $ 500 млрд, включая мировой рынок колл-центров, который сегодня составляет $ 300 млрд Потенциальный размер рынка для IТ-расходов к 2020 г. составит $ 9 триллионов. Расчетный объем аутсорсинга/офшоринга — $ 1,5 триллиона [2].
Необходимо рассмотреть опыт инвестиционных площадок, стоящих на шаг впереди, например, Индии. Индия — ведущий экспортер аутсорсинговых услуг. Доля страны на мировом рынке аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) и IT превышает 50 %, а ежегодный доход от этой деятельности — 47 млрд долларов США. В оказании услуг аутсорсинга заняты около 2,5 млн индусов. Особенно развиваются колл-центры и службы техподдержки [3].
Можно назвать следующие причины успеха Индии в аутсорсинге: наличие высококвалифицированной относительно дешевой рабочей силы; высокий уровень образования; быстрое развитие коммуникаций; невысокие инфраструктурные затраты [3].
Инициативы и программы стимулирования Андхра Прадеш (город высоких технологий в Индии):
1. Инфраструктура: телекоммуникационная инфраструктура; разработаны новые аэропорты и модернизированы существующие; создана модель государственно-частного партнерства для создания современных зданий для IТ-компаний; частным строителям зданий для Парка IТ дана скидка на расходы на электроэнергию и освобождение от гербовых сборов; безвозмездное предоставление земельных участков при условии найма 333 работников на акр; доступ к венчурному капиталу и финансированию «бизнес-ангелами»; фонды прямых инвестиций, внешние коммерческие заимствования — доступ к дешевому иностранному капиталу; инвестиции в размере более $ 10 млн, или индивидуальный социальный пакет для 1 000 сотрудников на сумму до $ 0,5 млн 2. Подготовка кадров: увеличение инженерно-технических колледжей с 32 до 639; создание признанной на мировом уровне школы управления — Индийская школа бизнеса; стимулы для обучения и найма в IТ-компаниях и компаниях, предоставляющих услуги на основе IТ; международный институт информационных технологий с центрами передового опыта в области IТ.
3. Состояние и перспективы развития банковских информационных технологий в Республике Беларусь
Развитие рынка банковских информационных технологий оказывает непосредственное влияние на функционирование банковской системы Республики Беларусь. Между банками обостряется конкуренция и ужесточаются требования к их деятельности со стороны регулятора. Добиться конкурентных преимуществ возможно на основе разработки банковской ИТ-стратегии, в которой будут выделены ключевые инициативы информационных технологий, способствующие более эффективной реализации бизнес-стратегии банка.
На основе оценки текущей ситуации на рынке банковских информационных технологий определены основные вопросы, решение которых будет способствовать развитию банковских ИТ, а также обоснована необходимость разработки банковской ИТ-стратегии, в которой будут выделены ключевые инициативы ИТ, способствующие реализации бизнес-стратегии банка.
Для того чтобы банковская система страны была конкурентоспособной, надо сокращать издержки, связанные с нерациональным потреблением ресурсов. При этом информация становится тем активом, который позволяет повысить результативность банковской деятельности. Поэтому вопросы развития банковских информационных технологий (ИТ) становятся все более актуальными. Благодаря ИТ меняется наше представление о финансовом рынке государства. В понимании большинства, банк – это офис, множество служащих, кипы бумаг. Но для того чтобы содержать подобную инфраструктуру традиционного образца, нужны серьезные затраты. И эти затраты оплачиваются из комиссионных, процентных и иных доходов от клиентов, которые на самом деле заинтересованы не столько в банковских офисах, сколько в получении качественного дешевого сервиса. Поэтому изменения традиционных банковских продуктов сегодня происходят путем глубокого погружения в те или иные ИТ-решения.
Белорусские банки понимают требования времени и то, что им необходимо действовать. За последние два года бюджет ИТ-отрасли в банковском секторе Беларуси практически удвоился. Так, в 2013 г. суммарные затраты на приобретение, техническую поддержку и сопровождение информационных технологий в банковской системе составляют 1,9 трлн бел. р., в сравнении с 2012 г. они возросли на 65,8%. Более того, в 2014 г. рост бюджета банков для ИТ составил 33,8% (рисунок 1) [5].
1. Белорусское телеграфное агентство [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belta.by/.
2. Чинам Кали, В. Возможности в сфере информационных технологий и услуг на основе информационных технологий в Беларуси / В. Чинам Кали // Институт Всемирного Банка [Электронный ресурс] — 2013. — Режим доступа: http://www.slideshare.net/AnthonyMarchenko/russianck-veeresh-ict-investmentstrategies-for-belarus-mayedition.
3. UCMS Group [Электронный ресурс] — 2013. — Режим доступа: http://blog.ucmsgroup.ru/how-india-became-the-largest-outsourcer-in-the-world/.
4. Дев Бай [Электронный ресурс] / Информ. портал об IT-сфере Респ. Беларусь. — Минск, 2013. — Режим доступа: http://dev.by/blogs/main/ob-izzhivshemsebya-autsorsinge.
5. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://nbrb.by/.
6. Дубков, С. В. Развитие банковского бизнеса: новые требования к ИТ / С. В. Дубков // Банк. вестн. – 2014. – № 12. – С. 36–38.
7. Домнич, К. Взгляд на ИТ-бюджеты белорусских банков / К. Домнич // Банк. вестн. – 2014. – № 1. – С. 54–57.