Задание 1
Задание 26
Задание 51
Список использованных источников
Задание 1. Дайте определение понятию «менеджмент». Раскройте предмет и содержание менеджмента, его цели и задачи
В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление).
Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В.Я. Горфинкель дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» [4, с. 8]. К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.
Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата [3, с. 8].
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое [4, с. 9].
3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной [1, с. 12].
Задание 26. Проанализируйте экономические методы управления
Исходя из того, что в конкретном методе управления определённым образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма, большинство ученых, в том числе и Кабушкин Н Л., выделяют следующие методы управления:
– организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
– экономические, обусловленные экономическими стимулами;
– социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников [5, с. 93].
Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Основные принципы экономических методов управления:
1) системность;
2) комплексность [4, с. 127].
Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.
Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.
Специфические черты экономических методов:
– управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;
– появляется возможность более эффективного контроля;
– административный контроль становится не обязательным;
– распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования [4, с. 127].
Примеры проявления экономических методов управления персоналом.
1. Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.
3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.
Задание 51. Выявите в своей организации (студенческой группе) неформальные группы и объясните причины их возникновения
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Неформальные группы - группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями» привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
1. Брасс, А. А. Управление организацией: учеб. пособие для вузов / А. А. Брасс. – Минск: Амалфея, 2014. – 346 с.
2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент : учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2017. –256 с.
3. Виханский, О. С. Менеджмент : учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Магистр, 2016. – 576 с.
4. Горфинкель, В. Я. Современный менеджмент : учеб. / М. М. Максимцов, В. Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
5. Кабушкин Н Л. Основы менеджмента: Учеб. пособие - 5-е изд., стереотип. – Минск: Новое знание, 2012. – 336 с.
6. Бурганова, Л.А. Теория управления: учеб. пособие. – М.: ИНФАРА–М, 2008.– 139 с.
7. Веснин, В.Р. Менеджмент для предпринимателя: учеб. пособие / В.Р. Веснин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 193 с.
8. Основы менеджмента: учеб. пособие / М. Мескон. – Минск: Новое знание, 2014. – 247 с.