Вопрос 5
Восприятие: классификация, виды, их особенности.
1. Сущность и виды восприятия.
2. Особенности (свойства) восприятия, его развитие в профессиональной деятельности.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, иногда не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических процессов, а в тесной связи с ними: с мышлением (осознаем и понимаем воздействующие предмет); с речью (называем его); с чувствами (как-то относимся к нему); с волей (организуем процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения).
Виды восприятия
Восприятие времени – это отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности.
Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем и будущем.
Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса.
Восприятие ритма – это отражение равномерности чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений на наши органы чувств.
Восприятие пространства – это отражение формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.
Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на печатке глаза уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др.
Восприятие формы, объемности и величины предметов – это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
Вопрос 20
Движущие силы развития личности. Самосознание личности современного специалиста
1. Понятие самосознания, его компоненты (познавательный, эмоциональный, поведенческий).
2. Самооценка личности и уровень притязаний.
3. Я – концепция личности. Нравственное самовоспитание.
Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (то есть своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения).
В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой – осознает себя как один из элементов действительности, У. Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me) . Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая – содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое.
Из определения Р. Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
1. Образ Я – представления индивида о самом себе.
2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой [9].
Вопрос 33
Техники и приемы общения
1. Понятие о техниках и приемах общения.
2. Барьеры общения (барьеры речи, отрицательных эмоций, первого впечатления, восприятия, взаимопонимания, установки).
3. Приёмы повышения эффективности общения и преодоление барьеров.
Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.
Коммуникативная компетентность – это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного взаимодействия. Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия. Из литературы, театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм [4].
Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.
Барьер темперамента возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Темперамент является фундаментом характера, определяющим особенности реагирования нервной системы на окружающую среду. Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности. В нервной системе, как известно, сменяются два основных процесса — возбуждения и торможения. От их взаимодействия и зависит тип темперамента. Взаимодействие процессов возбуждения и торможения у каждого человека характеризуется силой, подвижностью и уравновешенностью нервной системы.
Задание 59
Проанализировав ситуацию, найдите ошибки речевого этикета продавца и постройте правильно диалог.
Покупатель – мужчина обращается к продавцу:
- Девушка, эта шампунь для сухих волос?
- Шампунь не она, а он! Это отдел для женщин
- А если мужчина вымоет голову этим шампунем, так что случится?
- Попробуйте, узнаете
Правильно построенный диалог:
Здравствуйте, подскажите пожалуйста – эта шампунь для сухих волос?
Здравствуйте, разрешите вас поправить, шампунь – это он. Вы находитесь в женском отделе.
1. Бонцевич Н.В. Делопроизводство и деловые отношения. Ученое пособие / НВ. Бонцевич, Б.И. Врублевский, Е.Л. Котов и др.: Гомель ЧУП «ЦНТУ» «Развитие», 2008.
2. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие / Г.В. Бороздина, – Минск: Издательство Гревцова, 2009.
3. Бороздина Г.В. Психология и этика деловых отношений: Учебное пособие / Г.В. Бороздина, – Минск: РИПО, 2015
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Учебник / Бороздина Г.В., – М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Ученое пособие Р.Н Ботавина. Москва «финансы и статистика», 2001.
6. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.И. Коновалов, – Минск: ИНФРА-М, 2008.
7. Семенов А.К. Этика менеджмента / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова – М.: 2007.
8. Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов, – М.: Издательство Проспект, 2008.
9. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко.- Ростов на Дону: Феникс, 2005
10. Усов В.В. Деловой этикет. Ученое пособие / В.В. Усов. М.: Издательский центр «Академия», 2007.