Задание 1. Проанализируйте платежную систему на основе пластиковых карт Visa. Укажите год основания, количество клиентов, банкоматов, обслуживающие банки в Республике Беларусь, классификация и назначение платежных карт системы, перспективы развития платежной системы в Республике Беларусь
Задание 4. Охарактеризуйте функциональные возможности, необходимые требования для работы системы дистанционного обслуживания корпоративных клиентов (юридических лиц)
Задание 1. Проанализируйте платежную систему на основе пластиковых карт Visa. Укажите год основания, количество клиентов, банкоматов, обслуживающие банки в Республике Беларусь, классификация и назначение платежных карт системы, перспективы развития платежной системы в Республике Беларусь.
Путь компании Visa начинается в 1958 году, когда Bank of America запустил первую программу потребительской кредитной карты для потребителей среднего класса, а также для предприятий малого и среднего бизнеса в США. Рост компании не заставил себя долго ждать: уже в 1974 году она достигла международного уровня, а в 1975 году — представила дебетовую карту. В 2007 году региональные представительства по всему миру были объединены в одну компанию под названием Visa Inc, а в 2008 году она стала акционерной компанией с одним из крупнейших первичных публичных размещений акций в истории. В 2016 г. Visa завершила слияние с Visa Europe. Сегодня Visa представлена в более чем 200 странах и регионах, предлагая своим клиентам продукты и услуги, для использования которых подойдет любое устройство — карты, ноутбуки, планшеты и мобильные телефоны.
Банки нашей страны стали осуществлять операции с использованием карточек международных банковских ассоциаций начиная со второй половины 1993 года. В марте 1994 года ведущие белорусские банки совместно с Национальным банком Республики Беларусь приступили к созданию национальной системы безналичных расчетов на основе банковских пластиковых карточек «БелКарт». Эту работу поручили ЗАО «Белорусский межбанковский расчетный центр».
Начиная с 1995 года Национальным банком уделялось значительное внимание разработке методологической базы, позволяющей банкам широко внедрять банковские пластиковые карточки. Первое разрешение на право осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек Europay/Mаstercard 8 декабря 1995 года получил Белвнешэкономбанк. Также первое разрешение на право осуществления операций, но с банковскими пластиковыми карточками системы «БелКарт», 16 января 1996 года получил Беларусбанк. Национальным банком Республики Беларусь банковская пластиковая карточка рассматривалась как прогрессивный платежный инструмент, внедрение которого в перспективе позволит увеличить долю безналичных электронных расчетов в платежном обороте страны.
Задание 4. Охарактеризуйте функциональные возможности, необходимые требования для работы системы дистанционного обслуживания корпоративных клиентов (юридических лиц).
В основу работы Системы Электронных Платежей «Клиент-Банк» положен принцип «Запрос-Ответ». То есть, клиент формирует запрос, шифрует, подписывает его электронной подписью и отправляет в банк. Пришедший в банк запрос регистрируется, проверяются права клиента на обработку данного запроса, формируется ответ, шифруется и отправляется клиенту.
Порядок работы:
- на компьютере клиента устанавливается программа;
- в банке для каждого клиента создается электронный почтовый ящик;
- связь компьютера клиента с программно-аппаратным комплексом банка происходит при помощи модема или Интернета (по выбору);
- в сеансе связи компьютер клиента передает в банк электронные сообщения (запросы), которые попадают в электронный почтовый ящик в банке;
- на запросы клиента банк в электронный почтовый ящик помещает ответ;
- при следующем сеансе связи клиент забирает ответ банка.
В настоящее время данная система является залогом успешной работы с юридическими лицами и проводит через себя в электронном виде более 90% всех платежных инструкций банка, более 60% из которых обрабатываются без участия человека.
Наряду с системой электронных платежей «Клиент-Банк» банки РБ предлагают для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей систему «Интернет-Банк».
Интернет-Банк – это современная система дистанционного банковского обслуживания и управления счетами через всемирную компьютерную сеть Интернет. Система «Интернет-Банк» предоставляет возможность получения самой оперативной информации о состоянии счетов и позволяет совершать банковские операции в режиме реального времени, находясь в офисе или далеко от него.
Эффективность и удобство работы корпоративных клиентов
Имеющиеся в системе возможности позволяют реализовывать различные схемы работы крупных корпоративных клиентов. Головная компания может контролировать работу дочерних структур, в том числе территориально удаленных:
- просматривать их выписки и платежные документы;
- утверждать документы, подготовленные в дочерних подразделениях;
- утверждать документы, сумма которых превышает конкретное число, и т.д.