1 ПРИЕМ, ОФОРМЛЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ
2 МЕХАНИЗМ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
3 ЗАДАЧА № 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ПРИЕМ, ОФОРМЛЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНСИЙ
Прием заявления о назначении пенсии осуществляется в день обращения заявителя в управление с указанным заявлением и необходимыми для назначения пенсии документами. При совпадении срока обращения за пенсией, обусловленного достижением определенного пенсионного возраста и возникновением права на пенсию, с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, заявление о назначении пенсии может быть принято накануне этих дней. При этом учитывается следующее: условие достижения определенного пенсионного возраста считается выполненным в день, соответствующий дате рождения; если в месяце года достижения определенного пенсионного возраста отсутствует число, соответствующее числу месяца рождения, то таковым считается последний день этого месяца; в случаях если в документе, подтверждающем рождение, указан только год без обозначения точной даты рождения, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.
При приеме заявления о назначении пенсии и представленных заявителем необходимых документов работник управления: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документам, удостоверяющим личность, и иным представленным документам; сверяет представление к назначению пенсии, подготовленное работодателем, с записями в трудовой книжке; сверяет копии представленных документов с их подлинниками. Копии документов, не удостоверенные нотариально, заверяются путем проставления отметки о заверении копии, которая включает слово «Верно», наименование должности лица, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения. Подлинники документов (за исключением справок о стаже работы и заработке) возвращаются заявителю. При этом трудовая книжка может быть оставлена в управлении до вынесения решения по представленным документам для более тщательного изучения содержащихся в ней записей с уведомлением об этом заявителя; осуществляет предварительную правовую оценку документов и содержащихся в них сведений; проверяет наличие перевода на белорусский или русский язык документов, выполненных на иностранном языке, свидетельствования верности перевода документов с одного языка на другой; разъясняет заявителю порядок представления недостающих документов для назначения пенсии, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; выдает (направляет по почте заказным почтовым отправлением) не позднее двух рабочих дней со дня принятия заявления и документов для назначения пенсии заявителю расписку-уведомление для информирования о перечне недостающих для назначения пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроке их представления. Копия расписки приобщается в пенсионное дело; разъясняет заявителю при необходимости порядок установления правоустанавливающих фактов, необходимых для назначения пенсии; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений, решений управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета, управления (отдела) социальной защиты администрации района в городе, Комиссии по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее, если не установлено иное, – журнал регистрации заявлений, решений управления).
2 МЕХАНИЗМ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В соответствии со ст. 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию на условиях, определяемых этим Законом.
Пенсионерам, находящимся в местах лишения свободы, пенсия (кроме социальной) выплачивается в размере 10 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту в месяц. В тех случаях, когда размер их пенсии превышает стоимость содержания в местах лишения свободы, выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту в месяц. Сумма пенсии, причитающаяся к выплате, зачисляется на лицевой счет пенсионера в учреждении по месту его содержания.
Инвалидам войны и другим участникам войны пенсия выплачивается в таком же порядке, но не менее 25 процентов назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту.
Если у пенсионера, находящегося в местах лишения свободы, имеются дети (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы), не достигшие 18 лет, то пенсия выплачивается в следующем порядке: на одного ребенка – 25 процентов, на двоих детей – 33 процента, на троих или более детей – 50 процентов назначенной пенсии, самому пенсионеру – оставшаяся часть пенсии за вычетом стоимости содержания в местах лишения свободы, но не менее 10 процентов (инвалидам войны и другим участникам войны – не менее 25 процентов) назначенной пенсии и не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту.
В случае лишения пенсионера свободы выплата назначенной социальной пенсии приостанавливается на время лишения свободы [5].
Выплата пенсий лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы (в исправительно-трудовых колониях, тюрьмах, воспитательно-трудовых колониях, (а в случаях, предусмотренных исправительно-трудовым законодательством, - в следственных (изоляторах)), производится органами социальной защиты по месту нахождения исправительно-трудового учреждения путем перечисления причитающихся к выплате сумм пенсий на лицевые счета пенсионеров, находящихся в местах лишения свободы.
3 ЗАДАЧА № 1
Квачева И.Н. в период с 30.07.1975 по 24.07.1978 работала ревизором, с 25.07.1978 по 11.11.1980 — старшим ревизором Могилевского областного управления Рострудсберкасс СССР. Затем с 25.01.1994 по 15.11.2009 работала главным инспектором Брестской таможни.
Подлежат ли зачету в стаж государственной службы периоды работы в должностях ревизора и старшего ревизора Рострудсберкасс? Будет ли указанному работнику назначена пенсия за выслугу лет как государственному служащему?
РЕШЕНИЕ:
Согласно ст. 43 Закона «О государственной службе» в стаж государственной службы включается время работы государственного служащего на государственных должностях в:
1.1. Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;
1.2. Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;
1.3. Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;
1.4. Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;
1.5. Органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;
1.6. Министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;
1.7. Дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;
1.8. Местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;
1.9. Государственных нотариальных конторах;
1.10. Таможенных органах;
1.11. Секретариате Верховного Совета Республики Беларусь;
1.12. иных государственных органах.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 с изм. и доп., принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 28 октября 1998 г.: с изм. и доп.// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
4. О порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий: Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8 июля 2019 г. № 35: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
5. О пенсионном обеспечении: Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
6. Об утверждении Инструкции о порядке выплаты пенсий лицам, находящимся в местах лишения свободы: Приказ Министерства социальной защиты Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 21.08.1998 N 77/108: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
7. Андреев, И.А. Трудовое право. Под общ.ред. В.И. Семенкова. / И.А. Андреев. - Мн.: Амалфея, 2012. - 480 с.
8. Важенкова, Т.Н. Трудовое право. / Т.Н. Важенкова. - Мн.: Амалфея, 2012. - 432 с.