Вопрос 1. Проанализируйте историю развития криминологической науки
На начальном этапе своего существования криминологические проблемы были объектом рассмотрения главным образом этики (т.е. учения о нравственности и традициях), права и философии (в трудах Платона, Сократа, Аристотеля, Марка Аврелия), а в Средние века — разрабатывались авторами теологических доктрин. Так, Платон считал, что преступление – это своеобразная болезнь души человека как следствие нарушения его внутренней и мировой гармонии. В трудах Аристотеля была сформулирована идея о психологическом воздействии на преступника, а также прослеживалась связь преступности с различным положением в обществе [1, c.204].
В эпоху феодализма преступление рассматривалось как проявление «злого духа». На этом основывались практика выявления и доказывания преступлений – с помощью жестоких пыток (дыба, «испанский сапог» и т.д.), а также меры наказания и «предупреждения» – сажания на кол, четвертования, уродования и др.
В эпоху Возрождения произошло усиление внимания к изучению влияния различных факторов на поведение человека. Томас Мор заявил, что преступность вызвана наличием частной собственности, эксплуатации человека человеком, неправильным общественным устройством, он пытался обосновать мысль, что бороться с преступностью только методами наказания невозможно. Морелли сформулировал мысль о том, что человек от рождения не может быть дурным или порочным: таким он становится в результате несправедливой организации общества [1, c.206].
В эпоху просвещения появился первый в истории уголовно- политический трактат «О преступлениях и наказаниях», автором которого был просветитель и юрист Чезаре Беккария.
В работах Джона Локка «Мысли о воспитании», «Два трактата о правительстве» и ряде других прослеживается эволюция взглядов, которые привели криминологов к пониманию преступления как к социальному явлению, а преступника как индивида, порожденного окружающей его средой.
Прогрессивные идеи Локка в дальнейшем были развиты французскими материалистами XVIII века Гольбахом, Ельвецием, Руссо и другими, среди которых значительный вклад внес Вольтер: в своих трудах он полагал, что предупреждение преступления есть истинная юриспруденция. Им были выделены разнопорядковые причины преступления, категории преступников и соответствующие предупредительные меры [1, c.206].
Вопрос 2. Охарактеризуйте учение Ч. Ламброзо о прирожденном преступнике и его криминологическое значение
С появлением науки криминологии во второй половине XIX в., и в первую очередь стараниями Ч. Ломброзо, прирожденный преступник под названием преступного человека прочно вошел в научные исследования.
Между тем, его монография под названием «Преступный человек» содержит немалое количество данных о биологических детерминантах преступного поведения, наряду с этим она насыщена социологическим материалом о социальных причинах преступности. Среди биологических факторов у преступников Ломброзо особое внимание уделил строению черепа, крови, биологической наследственности, влиянию психических и соматических болезней, алкоголизму, прослеживая их действие от родителей к детям. Наследственность, по Ломброзо, есть тот ключ, который открывает все криминологические двери [3, c.1].
В другой своей работе — «Новейшие успехи науки о преступнике» и в ряде трудов по политической преступности Ломброзо дал еще более развернутые характеристики преступного человека.
Ломброзо считает, что психический процесс преступления надо всегда рассматривать как болезненное явление, независимо от того, страдает преступник каким-либо психическим расстройством или нет. А за отсутствием других доказательств большое значение может иметь трансформация болезненных психических процессов вследствие наследственности, тесно связывающей между собой преступность, сумасшествие и самоубийство. Преступники и сумасшедшие могут происходить от самоубийц; от сумасшедших могут рождаться самоубийцы и преступники; преступники, наконец, дают жизнь самоубийцам и сумасшедшим, часто без всякого специфического признака душевной болезни или преступности. Следовательно, болезненное состояние не уничтожается, а претерпевает превращение. Эта циклическая, наследственная форма объясняет многие спорные пункты в вопросе о преступниках [3, c.2].
В высшей степени редко, полагает Ломброзо, можно встретить в анамнезе преступника болезненную наследственность, которая не вела бы своего начала от преступления, самоубийства, сумасшествия или какого-либо иного болезненного явления вроде эпилепсии, идиотизма и т.п. [8, c.190].
Вопрос 3. Дайте общую характеристику биологическому (антропологическому) направлению в криминологии
Антропологическое (биологическое) направление в криминологии.
Основная посылка антропологической школы: преступность – явление не социальное, а биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения.
Взгляд на преступника как на особый антропологический тип нашел свое наиболее полное воплощение в работах Чезаре Ламброзо (1835–1909) – выдающегося итальянского психиатра, криминалиста и криминолога.
В своем трехтомном сочинении «О преступном человеке», Ломброзо предпринял попытку обосновать теорию «прирожденного» преступника. По его мнению, лицо, совершившее преступление, – это особый биологический тип, имеющий такие антропологические признаки-стигматы, знание которых позволяет безошибочно выявить прирожденных преступников. Исходя из теории врожденного и неисправимого преступника, которых, по мнению антропологов, в обществе около 40%, Ломброзо и его последователи (Энрико Ферри, Рафаэль Гарофало и др.) предлагали применять к ним такие крайние меры возмездия, как смертную казнь, кастрацию, стерилизацию и т.д., которые должны заменять наказание, назначаемое судом [10, c.83].
В более поздних работах Ламброзо отказался от объяснения преступности влиянием одной только антропологической предрасположенности. Одним из первых он проводит анализ таких факторов, как: благосостояние населения, воспитание и просвещение, семейное положение, возраст, пол, миграции, алкоголизм, цены на продукты первой необходимости (на хлеб, в частности), скученность населения, даже метеоусловия, климатические особенности, особенности ландшафта и т.п., – рассматривая их как совокупность условий, детерминирующих преступность.
Основные криминологические концепции в рамках антропологического направления.
Концепции умственной отсталости преступников.
Исследование проблем умственной неполноценности и ее связи с преступным поведением особенное развитие получили в начале ХХ века, после того, как в Европе и Америке начало активно применяться тестирование с использованием, прежде всего, т.н. коэффициента умственного развития – IQ.
В 1908 г. американский криминолог, профессора университета в Огайо Генри Годдард, используя этот тест начал исследование умственных способностей преступников. По его данным 70% протестированных им заключенных страдали слабоумием. Большинство преступников, по Годдарду, можно отнести к интеллектуальному возрасту «дебилов» – 8–12 лет [2, c.201].
Вопрос 4. Охарактеризуйте психоаналитические теории в криминологии (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм)
Базовые концепции:
Классическая фрейдистская (психоаналитическая) теория.
Базисные для психологической криминологии постулаты фрейдизма:
- структура личности (ОНО, Я, СВЕРХ-Я) и особая роль подсознательных мотивов в поведении; учение о либидо и его сублимации (переключении) на цели социальной деятельности, включая криминальную деятельность.
Применение идей Фрейда в криминологии:
– Концепция феномена преступности американца У. Уайта. Суть: преступность есть результат конфликта между примитивными инстинктами человека и ценностями социума.
– Ряд выявленных Фрейдом психических механизмов позволил глубже понять мотивационную картину преступного поведения. Так, методика анализа скрытых в подсознании психических травм (в т.ч. детских), которые порождают неврозы, навязчивые состояния (в том числе сексуальную агрессивность) и, как следствие, преступное поведение, позволила разработать клинические методы коррекции лично- сти преступника [1, c.213].
Идеи Фрейда были развиты в работах его последователей, наиболее авторитетные и известные из которых – К. Хортни, К. Юнг, Э. Фромм.
В числе критиков Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр К. Юнг, вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом – в понимании природы бессознательного.
В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг проводит четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным [1, c.215].
Вопрос 5. Проанализируйте происхождение и периодизацию развития науки криминология. Кто является автором первой книги под названием «Криминология»?
Рождение криминологии как науки относится к концу XVIII – началу XIX века. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей Античности, Средневековья, Нового времени (Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Фома Аквинский, Т. Мор, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо и другие).
Периодизация развития криминологии:
- Классический период (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.).
- Позитивистский период (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.).
- Современный или плюралистический период (вторая половина XX в. – до н.д.) [9, c.170].
Классический этап развития криминологии (Чезаре Беккариа, Иеремия Бентам, Джон Говард и др.).
Основные черты: криминология начинает выделяться из науки уголовного права; предпринимается попытка рационального, научно- го объяснения проблем преступления и наказания.
Основные постулаты классической школы уголовного права и криминологии:
1. человек – носитель свободной воли и преступление есть результат его выбора;
2. лицо, обладающее нравственной свободой и выбирающее зло, должно нести наказание за свой выбор;
3. решение человека о совершении преступления носит исключительно рациональный характер. Человек совершает преступление лишь в тех случаях, если считает его полезным для себя, взвесив все pro и contro;
4. усиливая наказание, общество делает преступление опасным, что позволяет удерживать людей от их совершения [9, c.172].
1 Алексеев, А.И. Криминология: курс лекций / А.И. Алексеев. – М., 1998. – 340 с.
2 Алимов, С.Б., Антонян, Ю.М., Бузынова, С.П. Криминология / С.Б.Алимов, Ю.М.Антонян, С.П.Бузынова. – Москва: Юрист, 1997. – 784 с.
3 Антонян, Ю.М. Тяжкий путь познания преступника / Ю.М.Антонян // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – М., 2017. – 13 с.
4 Бонгер, В.А. Чезаре Ломброзо / В.А.Бонгер // Проблемы преступности. – Киев, 1924. – С.92-94.
5 Бурлаков, В.Н. Криминология – ХХ век / В.Н. Бурлаков [и др.]. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2000. – 554 с.
6 Герцензон, А.А. Против биологических причин преступности (очерк первый) / А.А.Герцензон // Вопросы предупреждения преступности. – М., 1966. - №4. – С.12-13.
7 Гилинский, Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль: курс лекций / Я.И. Гилинский. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.
8 Ломброзо, Ч. Новейшие успехи науки о преступнике / Ч.Ламброзо. – СПб: Мидгард, 2005. – 876 с.
9 Маклаков, В.Д. Криминология: учебник / В.Д. Маклаков [и др]. – М.: Юстицинформ, 2004. – 528 с.
10 Плетнева, Д.А. Криминология: курс лекций / Д.А. Плетнева. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 182 с.
11 Ферри, Э. Уголовная социология / Э. Ферри; перевод под ред. С. В. Познышева. – Москва: Изд. В. М. Саблина, 1908. – 625 с.
12 Шиханцов, Г.Г. Криминология: учебное пособие / Г.Г. Шиханцов. - Минск: Тесей, 2006. - 296 с.