1. Значение природоведческой литературы.
Главная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокультуру.
Экологическая культура дошкольников – это осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.
Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми.
Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.
Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая является для детей источником научно-достоверных знаний. В ней писатели-природоведы знакомят детей с природой, используя жанры познавательной сказки и реалистического рассказа.
Детская природоведческая книга способствует обогащению, расширению диапазона имеющихся у дошкольников знаний о природе; формированию у детей материалистического миропонимания, основы представления о мире природы.
Чтение природоведческой литературы делает понятным, доступным, ясным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы, и знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, о необычных эпизодах взаимодействия человека и природы, уточнить и конкретизировать представления о предметах, явлениях.
2. Требования к произведениям природоведческого содержания для детей дошкольного возраста.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной.
Важнейшей особенностью детской книги является ее воздействие на читателя. Однако это может осуществиться, прежде всего, в том случае, если книга «отыщет своего читателя», то есть наиболее полно выполнит задачи воздействия на ребенка как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы, опираясь на данные педагогики и психологии.
Действенность книги связана с тем, чтобы в каждом возрастном периоде дошкольник получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому при использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей. Знания и представления об окружающей действительности должны быть изображены в форме, доступной детскому восприятию.
В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал. Как уже было сказано ранее, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.
Познавательные функции реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей.
В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы.
Эстетические функции книги реализуются через восприятие художественного образа, направлены на развитие эстетической сферы личности. Художественная литература развивает в детях художественно-образное восприятие действительности, умение познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит образному мышлению и выражению своих чувств и мыслей.
3. Виды природоведческой литературы.
Для ведения эколого-воспитательного процесса в ДОУ необходимы разные книги. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой ДОУ, которая должна быть разработана и реализовываться в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы», разработанной под руководством Вераксы Н.Е. и Комаровой Т.С., в детском саду могут быть использованы произведения классиков детской литературы: А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также других писателей и поэтов: И. Бунина, С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Житкова, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Н. Павловой, Е. Серовой, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе таких авторов как: С. Аксаков, Т. Никольский, И. Акимушкин, В. Чаплина, В. Танасийчук, с произведениями которых воспитатель должен познакомить детей. Важно отбирать высокохудожественную литературу.
Приведем примеры некоторых произведений:
Виталий Бианки – писатель, который писал научно-художественные книги для малышей. «Лесная газета», «Страна зверей» и другие прославили его имя, сделав классиком жанра. Казалось бы, все в книгах писателя подчинено сюжету, но легко и ненавязчиво он все время дает пытливому читателю пищу для ума. Малыш узнает, как передвигается гусеница, переставляет свои мохнатые ножки паучок, прыгает кузнечик и т.д. В сказке «Сова» В.Бианки очень просто и доступно показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи фактов: сова – полевые мыши – шмели – опыление клевера раскрывается перед ребенком смысл сложного взаимоотношения между организмами. (Рекомендована для чтения детям в старшей группе детского сада).
4. Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования.
Чтение художественной литературы сопровождает наблюдение в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное. Ранней осенью педагог старается доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой. Поможет в этом не только непосредственное осязание красот осени, но и стихи, например, «Листопад» И.А. Бунина. Зимой, например, в младшей группе на прогулке воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения М. Познанской «Снег идет», А. Барто «Снег, снег».
Природоведческую книжку воспитатель читает детям не только при непосредственном наблюдении но и после наблюдения. Это помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.) Можно сравнить книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами». Н. Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны. Или, например, описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник».После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
Задание 1.
Каковы требования к подбору произведений природоведческого содержания для детей дошкольного возраста.
В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая книга для детей должна быть одновременно и художественной.
Важнейшей особенностью детской книги является ее воздействие на читателя. Однако это может осуществиться, прежде всего, в том случае, если книга «отыщет своего читателя», то есть наиболее полно выполнит задачи воздействия на ребенка как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы, опираясь на данные педагогики и психологии.
Действенность книги связана с тем, чтобы в каждом возрастном периоде дошкольник получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому при использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей. Знания и представления об окружающей действительности должны быть изображены в форме, доступной детскому восприятию.
В детской книге особенно важно единство познавательного, нравственного и эстетического начал. Как уже было сказано ранее, детская книга о природе имеет большую познавательную ценность.
Познавательные функции реализуются, прежде всего, за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей.
В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы.
Эстетические функции книги реализуются через восприятие художественного образа, направлены на развитие эстетической сферы личности. Художественная литература развивает в детях художественно-образное восприятие действительности, умение познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит образному мышлению и выражению своих чувств и мыслей.
Большое значение на формирующийся эстетический вкус ребенка оказывают иллюстрации в книгах. Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слово в детской книге органически взаимосвязаны.
Задание 2.
Подобрать и представить тексты произведений (10) для дополнительного чтения детям разных возрастных групп по одной из тем образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования: неживая природа, растения, животные, организм человека, взаимосвязи в природе.
Неживая природа
Младшая группа: «Солнышко и дождик», «Ветер и ветерки».
Вторая младшая группа:
Вторая младшая: «Необычные следы», «Здравствуй водичка», «Лепись снежок», «Ловись, рыбка, большая и маленькая».
Средняя группа: «Погода», «Капризы погоды».
Старшая группа: «Ветер дует нам в лицо», «Суша – вода».
Растения:
Младшая группа: «Овощи», «Огород».
Вторая младшая группа: «Листок», «Чудеса леса».
Средняя группа: «Детки на ветке».
Старшая группа: «Семена», «Букет», «Вершки – корешки».
Животные:
Младшая группа: «Наседка и цыплята», «Котята».
Вторая младшая группа: «Силуэт», «Помощники леса».
Средняя группа: «Птицы, рыбы, звери».
Старшая группа: «Зоологи», «Редкие животные», «Кто живёт в воде?».
Задание 3.
Разработать конспекты занятий с использованием чтения произведений о природе для трех возрастных групп по одному из разделов образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования.
Младшая группа
Конспект занятия по теме: «Цветы»
Цель: уточнить характерные признаки цветов, закрепить умения сравнивать цветы с выделением общих и отличительных признаков, составление короткого рассказа по опорной схеме по вопросам воспитателя.
Задачи:
1. Закрепить умение детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по опорной схеме.
2. Закреплять произношение звуков (з), (ж), (ш), (у).
3. Развивать у детей инициативную речь, умение поддержать диалог с взрослыми и детьми, отвечать на вопросы полным ответом.
4. Развивать игровой опыт каждого ребенка, побуждать интерес к игровому общению со сверстниками.
Ход занятия
1. Вводно организационная часть.
Здравствуйте, дети. Проходите на ковер. Давайте все вместе встанем в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети берутся за руки, образуя круг. Улыбаются, приветствуют друг друга.
2. Основная часть.
Фоном звучит музыка «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
В. Давайте закроем глаза и представим, что мы пришли на зеленый лужок.
Молодцы, открывайте глазки. Что вы видите у меня в руках? (Показ картинки с цветами). (Приложение 1.) (Ответы детей).