1. Понятие, виды сертификации
2. Понятие, цель, субъекты и объекты информатизации предпринимательской деятельности
Задача
Список использованных источников
1. Понятие, виды сертификации
Сертификация – форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный (обязательная сертификация) либо добровольный (добровольная сертификация) характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям [3, ст.1].
Виды сертификации вытекают из определения самой сертификации:
1) обязательная сертификация;
2) добровольная сертификация.
Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора.
При добровольной сертификации заявитель на подтверждение соответствия самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на данный объект оценки соответствия [7, ст.25].
Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия [1, с. 181-182].
Сертификация проводится органом по сертификации в пределах его области аккредитации на основании поданной заявителем на проведение сертификации заявки на сертификацию и при условии заключения договора на выполнение работ по сертификации. Требования к форме и содержанию заявки на сертификацию устанавливаются правилами подтверждения соответствия [7, ст.26].
Конкретный круг заявителей на проведение сертификации при обязательной сертификации в рамках оценки соответствия техническим требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза устанавливается техническими регламентами Евразийского экономического союза [7, ст.26].
2. Понятие, цель, субъекты и объекты информатизации предпринимательской деятельности
Уровень развития мирового сообщества находится на принципиально новой стадии, которую называют постиндустриальное или информационное общество. Такое название обусловлено важной ролью информации в современном мировом пространстве. Не исключение и предпринимательская деятельность, для которой информационное обеспечение становится одним
из значимых конкурентных преимуществ.
Состояние развития информационного обеспечения предпринимательской деятельности определяется множеством факторов как внешней, так и внутренней среды предприятия, которые характеризуются все возрастающей динамикой и увеличивающейся сложностью механизмов их влияния на деятельность предпринимательских структур.
В настоящее время активно используется термин «информатизация».
На настоящий момент существует ряд определений данного понятия. В глоссарии по информационному обществу под редакцией Ю. Е. Хохлова под информатизацией понимается «социально-экономический и научно-технический процесс широкомасштабного применения ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций, местных органов власти и государства, для создания предпосылок перехода к информационному обществу» [9, с.88].
Иногда данное понятие трактуется как «…сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.» [6, с.332].
Н. М. Тюкавкин понимает под информатизацией предпринимательской деятельности «организационный научно-технический и социально-экономический процесс создания оптимальных условий в удовлетворении информационных потребностей общества, реализации прав и обязанностей органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на основе формирования, применения, использования и развития информационных ресурсов» [7, с.139].
Задача
При заключении договора на поставку стеклянной тары между Березовским стекольным заводом и Гомельским ликероводочным заводом возникли разногласия относительно периодичности и сроков поставки. Для урегулирования разногласий стороны приняли решение обратиться в Экономический суд.
Подведомственен ли спор Экономическому суду?
Решение
В соответствии со ст.41 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) суд, рассматривающий экономические дела, если иное не установлено законодательными актами, разрешает возникающие из гражданских и иных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями [8, ст.41].
К хозяйственным (экономическим) спорам, разрешаемым судом, рассматривающим экономические дела, в частности, относятся споры:
- вытекающие из правоотношений, связанных с заключением, изменением, расторжением договоров;
- вытекающие из обязательств вследствие неосновательного обогащения.
1. Говзич В. Г. Хозяйственное право [Текст]: курс лекций / В.Г. Говзич – Минск: 2017. – 332 с.
2. Михайлов, Д. И. Хозяйственное право: курс лекций для студентов специальности 1-24 01 02 «Правоведение» / Д. И. Михайлов; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. – 199 с.
3. Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия: Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 437-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - Минск, 2019.
4. Рабаданова, Р.М. Оценка влияния информатизации на социально-экономические показатели регионов: автореф. канд. Эконом. наук: 08.00.05 // Р.М. Рабаданова. - Махачкала, 2013 г. - 25 с.
5. Соколова, И. В. Социальная информатика и информатизация: проблемы и перспективы взаимосвязи: монография / И.В.Соколова. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 184 с.
6. Сысоева, С. В. Сущность категории «информатизация» в современном обществе / С.В.Сысоева // Вестник Омского университета. - 2011. - № 3. - С. 330–335.
7. Тюкавкин, Н. М. Информатизация предпринимательской деятельности и информационное общество / Н.М.Тюкавкин // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - № 10 (101). - С. 139–146.
8. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З: принят Палатой представителей 11 ноября 1998.: одобр. Советом Респ. 26 ноября 1998 г.: в ред. от 17 июля 2019 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
9. Хохлова, Ю. Е. Глоссарий по информационному обществу / Ю.Е.Хохлова. - М. : Институт развития информационного общества, 2009. - 162 с.