Вопрос 1
Вопрос 2
Вопрос 3
Список использованных источников
Вопрос 1
Категория материя и ее эволюция
Истоки понятия «материя» теряются в глубинах человеческой истории. Человек, действуя в окружающем мире, осваивая его, всегда пытался за видимым многообразием природы найти общую основу всех вещей. Представления об этой общей основе существования всего в мире складывались на уровне повседневности, находили свое выражение в мифологическом сознании.
Для выяснения первоначального значения понятия «материя» обратимся к его этимологии.
Термин «материя» – латинская калька древнегреческого слова υλη (хюле), которое первоначально означало лес, древесину как строительный материал Латинское слово materia производно от слова mater (мать), которое восходит к matar (на санскрите мать) и ja (на санскрите рождение), т.е. происходящая от матери. На обыденном уровне оно содержало в себе несколько смыслов: строительный лес; дубовая древесина (ствол дерева понимался как «мать» веток); основа ткани в ткачестве и сама ткань, материал.
В процессе становления и развития философской мысли слово «материя» стало использоваться в переносном смысле, как термин, приобрело категориальный статус, и по мере развития философского знания понятие материи становится все более общим и абстрактным. Отметим, что в различных философских системах его содержание понималось и понимается по-разному, в зависимости от решения основного вопроса философии. В материалистических учениях материя первична как основа бытия мира, все остальные формы бытия производны от нее. Для идеалистических учений материя является порождением либо объективно существующего духовного начала, либо продуктом человеческого сознания.
Содержание философской категории «материя» прошло многовековую эволюцию, почти столь же длительную, как и сама философия. На первом этапе оно тяготело к наглядно чувственным представлениям. Считалось, что материальной основой всех вещей являются определенные природные «стихии»: вода, земля, огонь, воздух, дерево, металл и др.
Вопрос 2
Охарактеризуйте формирование социально-философской мысли Беларуси
Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси. Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой, принявшей христианство и постригшейся в монахини под именем Анастасии. Своей христианско-просветительской деятельностью широко известна также полоцкая княжна Предслава, принявшая монашество под именем Ефросиньи (Полоцкой).
Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманиста Франциска Скорины. Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса.
К таковым по мнению А.И. Зеленкова «следует отнести:
1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;
2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;
3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека».
Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь выпукло представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку.
Вопрос 3
Определите, в чем заключается сущность цивилизационного подхода к анализу социодинамики а) периоды развития общества рассматриваются на основе выделения в качестве определяющего его элемента способа
производства материальных благ как основы общественной
жизни; б) периоды развития общества рассматриваются на основе акцентированного внимания к политико-правовой и государственно-управленческой организации общественной жизни; в) периоды развития общества анализируются на основе выделения технико-технологических условий, социально-этнических и социально-психологических особенностей регионов планеты. Согласны ли вы с представленными характеристиками?
Я согласен с вариантом в) «сущность цивилизационного подхода к анализу социодинамики заключается в том, что периоды развития общества анализируются на основе выделения технико-технологических условий, социально-этнических и социально-психологических особенностей регионов планеты».
Вариант а) периоды развития общества рассматриваются на основе выделения в качестве определяющего его элемента способа
производства материальных благ как основы общественной
жизни относится к формационному подходу. Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества. Марксисты ввели такое понятие как формация. Формация - определенный тип общества, цельная социальная система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по общим или специфическим законам Материальная основа исторического процесса является основой его единства.
1. Гiсторыя фiласофскай i грамадска-палiтычнай думкi Беларусi у 6 т./ рэдкал. В. Б. Евароускi [i iнш.]; Нацыянальная акадэмыя навук Беларусi, Iнстытут фiласофii. – Т. 1 : Эпоха Сярэднявечча / [С. I. Санько i шш.]. – Мiнск :Беларуская навука, 2008. – 573 с.
2. Гiсторыя фiласофскай i грамадска-палiтычнай думкi Беларусi у 6 т./ рэдкал. В. Б. Евароускi [i iнш.]; Нацыянальная акадэмыя навук Беларусi, Iнстытут фiласофii. – Т. 2 : / Протарэнесанс i Адраджэнне [С. I. Санько i шш.]. – Мiнск : Беларуская навука, 2008. – 839 с.
3. История философии / Кирвель Ч.С., Бородич А.А., Карпинский В.В. – Минск: Вышэйшая школа, 2012. – 998 с
4. Мартынов, М.И. Философия : курс интенсивной подготовки / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 304 с.
5. Национальное самосознание и философия Беларуси: учеб.-метод. пособие / Г. И. Малыхина [и др.]; под ред. Г. И. Малыхиной и В. И. Миськевича. – Минск : БГУИР, 2012. – 170 с.
6. Основы философии: учебник для учащихся учреждений среднего специального образования / ред. Я. С. Яскевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2011. – 301 с.
7. Философия: учеб.-метод, комплекс / А. И. Зеленков, В. В. Анохина, А. П. Ждановский и др. – Минск: БГУ, 2011. –335 с.
8. Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. – М.: Норма, 2005. – 673 с.
9. Философия: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.К. Лукашевича – Минск: БГЭУ, 2000. – 176 с.