ВВЕДЕНИЕ
1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ, ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ КИТАЙСКОЙ И ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В середине 1-го тысячелетия, то же время, как и в Греции, философия возникла в Индии и Китае, центрах древних цивилизаций. На основе экономических, социальных, политических и духовных условий была создана духовная атмосфера, которая способствовала рождению философии. Философия возникает как решение противоречия между мифологическим мировоззрением, которое строится по законам воображения, и новыми знаниями и мышлением. Однако философия возникает не из мифологии как таковой, а из переходных мировоззренческих форм, которые можно назвать предфилософией. Помимо мифологических форм, в ней развиваются и функционируют странные «философии», неразвитые философские образования.
Существуют общие закономерности развития древнеиндийской и древнекитайской философии.
Во-первых, идентичность древних индейцев и древних китайцев строится в соответствии с типом родовых основных генетических отношений. Род объективирует свое осознание природы, но не отличается от него. Такое соотношение природы, человека и сознания в оригинальной или первой индийской и китайской философии реализуется в мировоззренческих концепциях о психическом и физическом единстве человека и природы.
Во-вторых, род выступает в качестве движущей основы структурных и функциональных преобразований общего сознания.
В-третьих, физические и ментальные противоположности категорий вверх и вниз предшествуют активной когнитивной работе мышления во всех областях формирующейся философии.
Из-за культурного происхождения и языковых различий между двумя народами общие культурные особенности, как правило, имеют решающее значение для всех особенностей индийской и китайской предварительной философии. [5]
1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
Философская мысль древнего Китая и древней Индии возникла на фоне мифологии как первая форма общественного сознания. Главной характеристикой мифологии является неспособность человека обозначить себя на фоне окружающей среды и объяснять явления, основанные на естественных причинах, она объясняет явления мира через работу богов и героев.
Впервые в истории человечества в мифологии задается ряд действительно философских вопросов: что такое жизнь и смерть? как появился мир и как он развивался и т. д.
С появлением классового общества и государства философия древнего Китая и древней Индии превратилась в форму общественного сознания.
В древней Индии философия возникла примерно в первом тысячелетии до нашей эры, когда рабовладельческие государства начали формироваться на его территории. [6]
Особенности философии древнего Китая
Зарождение философии в Китае восходит к VI-V вв. До н.э., когда начался процесс классового расслоения общества, рост экономической и политической власти новых землевладельцев и городских богачей, а также разорение общинников.
История древнего Китая делится на шесть периодов (без неолита):
1. Шань-Инь (18-12 вв. До н.э.);
2. Чжоу-Западный Чжоу (12-8 вв. До н.э.);
3. Чжоу-Восточное Чжоу - Лего (т. е. «отдельные государства»);
4. Чжоу-Восточное Чжоу - Чжанго (т. е. «Борющиеся государства»);
5. Империя Цинь (221-206 гг. До н.э.);
6. Хан (конец 3 в. До н.э. - 2 век н.э.).
2. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ, ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ КИТАЙСКОЙ И ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
В Китае философия зародилась в VI-III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия — Инь и Ян, представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Воздух, Вода, Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии ) человека-микрокосма и вселенной- микрокосма (миф о Пань Гу) и др. Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании «ста школ». [2]
По классификации Сыма Цань (II в. до н.э.) существовали шесть основных течений, основными из которых стали конфуцианство и даосизм:
1. Школа Инь-Ян: натурфилософская школа, представления о проявлении в природе Инь и Ян и их взаимодействии.
2. Конфуцианство: этико-политическая проблематика.
3. Моизм: социально-политическая проблематика.
4. Школа имен: проблемы семантики — связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями.
5. Легизм: законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми.
6. Даосизм: природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе.
В Индии процесс развития философии и становления школ начинается с VI в. до н.э.. Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе. Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами. Здесь были поставлены основные проблемы и выработаны основные понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древнеиндийская философия характеризуется развитием определенных систем или школ и разделением их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы древней Индии, которые признают авторитет Вед, Миманса, Санкхьи, Ньяи, Йоги и Вайшешики. Вторая группа - это неортодоксальные школы, которые не признают авторитет Вед: буддизм и джайнизм.
Веды - это религиозные и философские трактаты, написанные теми, кто приехал в Индию после 15-го века. До н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана из арийских племен. В Ведах обычно содержалось: «Священное Писание», религиозные гимны («Самхиты»); описание ритуалов («браминов»), написанных брахманами (священниками) и используемых ими для практики религиозного поклонения; Книги лесных отшельников («Араньяки»).
Позднее (в средние века) доминирующее положение в индийской философии занимало учение Гаутамы Будды - буддизм.
В древнем Китае мифология была слабо развита. Древние китайцы были слишком практичными людьми для этого. Философия в Китае возникла в конце третьего периода в истории древнего Китая и достигла своего пика в следующем периоде Чжанго.
В то же время практическая философия превалировала в большинстве школ, что было связано с проблемами мирской мудрости, нравственности и управления. Это касается почти исключительно конфуцианства, моизма, легизма и идеологических основ политических и этических учений, которые либо были слабыми, либо заимствованы из других школ, таких как даосизм - самая философская из шести школ древнекитайской философии. Древняя китайская философия была немного систематической. Это связано с тем, что оно было слабо связано с наукой, существующей в Китае, и слабым развитием древнекитайской логики. [3]
1. Башкалова, В.А. Хрестоматия по истории философии./ В.А. Башкалова – М., 2007.
2. Фролов, И. Т. Введение в философию./ И. Т. Фролов. – М., 2001.
3. Волчек, Е. З. Философия. / Е. З. Волчек.– Минск., 2005.
4. Лукьянов, А.Е. Начало древнекитайской философии./ А.Е. Лукьянов.– М., 2004.
5. Харин, Ю. А. Философия для студентов вузов. / Ю. А. Харин. – М., 2008.
6. Фан, Ю.Л. Краткая История китайской философии. / Ю.Л. Фан.– СПб., 2008.
7. Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира./ А.Н. Чанышев. – М., 2011.