5 Особенности лицензирования розничной торговли и общественного питания
8 Правовое обеспечение качества продукции (работ, услуг): техническое нормирование и стандартизация
21 Порядок заключения хозяйственного договора: оферта и акцепт
Список использованных источников
5 Особенности лицензирования розничной торговли и общественного питания
С 1 января 2011 было отменено лицензирование розничной торговли и общественного питания, лицензирование сохранено только в отношении розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями. Об этом говорится в указе №450 от 1 сентября 2010 г.
Как сообщает пресс-служба президента, безопасность иных товаров и продуктов питания, реализуемых через розничную сеть и объекты общественного питания, будет обеспечиваться через применение процедур сертификации и гигиенической регламентации.
Сужение сферы контроля в данной сфере позволит упростить условия осуществления предпринимательской деятельности для значительного количества субъектов хозяйствования, так как из порядка 240 тысяч выданных субъектам хозяйствования и действующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности около 155 тысяч (65%) составляют лицензии на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание.
В рамках деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта отменяется лицензирование выполнения перевозок пассажиров и грузов внутренним водным и морским транспортом и внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов. Кроме того, закрепляется норма об отсутствии необходимости получения лицензии для выполнения внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров для собственных нужд, а также международных автомобильных перевозок грузов с использованием автомобиля, предназначенного для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес, которого, включая вес прицепа, не превышает 3,5 тонны.
Отменяется лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Беларусь иностранной рабочей силы. Лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства сохранено только в отношении брачных агентств, осуществляющих свою деятельность во взаимодействии с иностранными юридическими лицами и иностранными организациями.
При этом, учитывая, что выдача лицензий на осуществление двух вышеупомянутых видов деятельности производится в целях предупреждения торговли людьми, защиты жизни, здоровья, свободы и иных конституционных прав граждан Республики Беларусь, лицензирование указанных работ (услуг) будет осуществляться в рамках одного объединенного вида деятельности.
8 Правовое обеспечение качества продукции (работ, услуг): техническое нормирование и стандартизация
Законодательство о качестве представляет собой совокупность нормативных актов и отдельных норм, призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг. В этих нормативных актах содержатся различные показатели качества выпускаемой продукции: требования к нормативной документации о качестве товаров; формы правовой защиты прав потребителей; компетенцию различных органов в области контроля качества выпускаемой продукции; ответственность производителей за ненадлежащее качество производимых товаров и другие. В законодательстве о качестве можно выделить следующие составляющие: законодательство о техническом нормировании и стандартизации, оценке соответствия и метрологии; договорное регулирование качества товаров, работ и услуг; законодательство о приемке продукции по качеству и количеству и другие.
Стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию и стандартизации товаров, работ и услуг. Субъект: органы государственного управления; юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели Республики Беларусь; иностранные юридические лица и иностранные граждане; лица без гражданства; иных субъектов правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (субъекты технического нормирования и стандартизации). Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:
- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
- повышения конкурентоспособности продукции (услуг); технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; единства измерений;
- национальной безопасности; устранения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов.
21 Порядок заключения хозяйственного договора: оферта и акцепт
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятие предложения) другой стороной. Договор считается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта.
Оферта – адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое содержит все существенные условия договора и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Возможна и публичная оферта, которая отличается тем, что в ней выражена воля лица заключить договор с любым, кто отзовется (например, предложение заключить публичный договор).
Оферта связывает направившее её лицо с момента её получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, она считается не полученной.
Оферта, полученная адресатом, не может быть отозвана в течение срока, установленного для её акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой она была сделана.
Акцепт – это ответ лица, которому адресована оферта, о её полном и безоговорочном принятии.
Акцепт может быть совершен лицом, получившим оферту, путём выполнения в срок, установленный для её акцепта, указанных в ней действий (отгрузка товара, выполнение работ и т.д.), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Молчание по общему правилу не признается акцептом.
Если в договоре не указано место его заключения, договор признается в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту.
Закон предусматривает случаи, когда заключение договора является обязанностью одной из сторон. Это касается публичного договора и некоторых других.
Гражданский Кодекс Республики Беларусь определяет порядок заключения таких договоров, а также предусматривает возможность определения их условий в судебном порядке. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, заключение которого для неё обязательно, может быть принуждена к его заключению судом. На ней также лежит обязанность возместить причиненные другой стороне убытки.
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
1 Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З в редакции Закона Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З.
2 Правовое регулирование хозяйственной деятельности / Е. В. Батурина; Государственное учреждение образования «Институт бизнеса и менеджмента технологий» Белорусского государственного университета, Факультет инновационных технологий и управления. – Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2014. – 161 с.
3 Правовое регулирование хозяйственной деятельности: электронный учебно-методический комплекс/ Корнеев С. А., Лопатьевская Э. А., Шерстобитов А. В.// Белорусский государственный экономический университет, 2018.
4 Смирнов В.Г. Стандартизация и качество продукции/ В. Г. Смирнов, М. С. Капица, И. Э. Чиркун. — Минск: РИПО, 2013. — 302 с.
5 Указ №450 от 1 сентября 2010 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 499.