5 Показатели товарооборота и выпуска продукции в общественном питании
21 Цели, задачи и информационная база анализа и планирования издержек производства и обращения
Задача 5
Список использованных источников
5 Показатели товарооборота и выпуска продукции в общественном питании
Товарооборот общественного питания выражает экономически отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания и состоит из двух основных частей:
- реализации продукции собственного производства;
- продажи покупных товаров.
Основным показателем деятельности предприятия общественного питания является валовой товарооборот, включающий в себя продажу товаров индивидуальным потребителям, учреждениям, организациям и другим предприятиям питания для переработки или перепродажи.
Валовой товарооборот является ведущим показателем, характеризующим общий объем производственно-торговой деятельности предприятия. Вместе с тем, исходя из того, кому проданы товары, валовой товарооборот общественного питания подразделяют на оптовый и розничный.
Оптовый товарооборот - это продажа готовой продукции или полуфабрикатов одними предприятиями питания другим для дальнейшей доготовки и перепродажи.
Розничный товарооборот - это продажа продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты. Выпуск всей продукции кухней в стоимостном выражении является оборотом продукции собственного производства. В свою очередь, продукцию собственного производства подразделяют на обеденную и прочую.
К обеденной продукции относят первые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски. В прочую продукцию включают полуфабрикаты, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, напитки собственной выработки.
Покупные товары - это товары, приобретаемые предприятием питания со стороны и продаваемые потребителям без обработки (хлеб, молоко, табачные изделия и другие).
Обеденная продукция - это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а так же отпускаемые на дом.
Блюдо - порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную тепловую или первичную обработку, и готовая к потреблению.
Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключается в следующем:
-товарооборот является объемным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия;
- по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона, отрасли можно судить о доле предприятия на рынке;
- товарооборот в расчете на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
- по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборочиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).
21 Цели, задачи и информационная база анализа и планирования издержек производства и обращения
В системе управления производством, обращением, распределением и потреблением анализ занимает важное место. При его проведении тщательно изучается содержание планов, даётся всесторонняя, объективная оценка взаимосвязанных экономических явлений и процессов, осуществляется контроль за выполнением плановых заданий, разрабатываются мероприятия по своевременному и полному их выполнению, выявлению достижений и недостатков в работе, отысканию неиспользованных внутренних резервов и возможностей.
Систематический и всесторонний анализ играет важную роль в осуществлении оперативного руководства и контроля за выполнением плана поставок, плана товарооборота, использования денежных средств, состоянием расчётов и кредитных отношений, сохранность товарно-материальных ценностей, выполнения плана по труду, зарплате, прибыли и рентабельности. Он призван также способствовать проведению строжайшего режима экономии, снижению материальных, трудовых и денежных затрат, выявлению внутренних резервов и возможностей, внедрению и осуществлению принципов хозрасчёта в каждой торговой организации.
Издержки обращения являются важнейшим показателем экономической эффективности торговых предприятий. В нём синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижения издержек обращения - одна из первоочередных и актуальных задач любой торговой организации. От уровня издержек обращения зависят сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние организации и её платёжеспособность.
Задачи анализа издержек обращения состоят в том, чтобы дать общую оценку выполнения плана издержек обращения как в целом, так и в разрезе статей, установить факторы и размеры их влияния на уровень издержек обращения и разработать мероприятия по мобилизации выявленных резервов в ходе анализа. Для решения поставленных задач использована учебная литература.
Издержки обращения торговых предприятий измеряются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек обращения представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых предприятий и показывает, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров. В торговле заложены неисчерпаемые возможности относительного снижения издержек обращения при повышении качества торгового обслуживания населения, сокращении затрат времени покупателей на приобретение товаров. Однако используются эти возможности недостаточно.
Задача 5
Определить продажную цену одной порции пельменей с мясом для школьной столовой, если стоимость сырья с НДС для одной порции пельменей составляет 650 руб., торговая надбавка 20% к стоимости сырья с НДС, предельная наценка для данного предприятия составляет 20%.
Решение
Определим отпускную цену:
650*20%+650=780 руб.
1 Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник для студентов бакалавриата / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - Москва: Дашков и Кº, 2018. - 369 с.
2 Девяткин, О.В. Экономика предприятия (организации, фирмы): Учебник / О.В. Девяткин, Л.Г. Паштова, Н.Б. Акуленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 848 c.
3 Фридман А.М. Экономика предприятия общественного питания: Учебник для бакалавров / А.М. Фридман. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 464 с.
4 Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Юнити, 2016. - 663 c.
5 Экономика общественного питания: электронный учебно-методический комплекс для студентов специализации 1-25 01 10 18 «Коммерческая деятельность на предприятии общественного питания»/ Белова С. О.- Белорусский государственный экономический университет, 2016.