Введение
1. Понятие умственного труда, его виды и особенности
2. Классификация средней заработной платы по видам: часовая, дневная, месячная (квартальная, годовая)
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Разговоры о умственном труде, его правильной организации и гигиене умственного труда очень актуальны для студенческой аудитории, где новые интеллектуалы получают свою будущую профессию.
Кажется, что ученые, занимающиеся профессиональной умственной работой, уже давно смогли разгадать все его тонкости, но, по мнению известного русского ученого И. A. Ефремов, все оказывается не так: «Человек использует средние условия своей работы и жизни лишь небольшую часть мощности своего психического аппарата. Интересы, даже монотонные, должны быть одной из основных черт общего повышения интеллектуального уровня здорового человека». Действительно, умственную работу можно и нужно изучать, сочетая теорию с практикой, овладевая психическим учебные мероприятия. Более того, умственная работа сама по себе довольно разнообразна.
Заработная плата – многомерная экономическая категория. В литературных источниках его концепция рассматривается с разных точек зрения.
Заработная плата – денежная стоимость труда; сумма оплаты наличными за выполненную работу на основании трудового договора; цена рабочей силы, вовлеченной в производственный процесс; часть общего общественного продукта, выраженная в денежном выражении, которая идет на личное потребление работников в соответствии с количеством и качеством потребляемой рабочей силы; часть затрат на производство и реализацию продукции, направленная на выплаты работникам; денежное вознаграждение, полученное работником за работу в размере, предусмотренном законодательством и трудовым договором.
1. Понятие умственного труда, его виды и особенности.
Совершенствование разделения труда является основой для разделения труда на две группы: физический труд и умственный труд.
Умственная работа включает в себя те виды работы, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, его способностью к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т. д. Однако физическая активность из-за расходования двигательной энергии, распространенности динамических мышечных затрат и умственной работы незначительна. Разделение труда на умственное и физическое в значительной степени произвольно, поскольку в любой работе, в большей или меньшей степени, присутствует также физическое и психическое напряжение. [1, c. 26]
Характеристики преимущественно умственной работы:
- высокая доля психоневрологических нагрузок;
- разнообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов;
- более высокие в сравнении с физическим трудом, доля творчества и степень ответственности;
- отсутствие материальных результатов работы.
В то же время с физиологической точки зрения умственная работа характеризуется: ограниченной подвижностью тела работника; низкий уровень физиологических процессов (ассимиляция и диссимиляция), что приводит к изменению отрицательного в опорно-двигательном аппарате, а также дыхательной и сердечно-сосудистой системах.
Знание физиологии и психологии людей, занимающихся физическим или умственным трудом, позволяет решать задачи повышения эффективности их работы путем улучшения условий труда, в том числе организационных мероприятий.
Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно психических функций, существенно отличается от организации труда физических работников: деятельность работников, специалистов, руководителей, творческих работников требует долгосрочного обучения в высших и средних специальных учебных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники, является ответственной и требует высоких нервных нагрузок.
2. Классификация средней заработной платы по видам: часовая, дневная, месячная (квартальная, годовая).
В экономической литературе существуют разные подходы к определению экономической сущности заработной платы. С точки зрения заработной платы как основной формы распределения по труду она предстает как личный трудовой доход работника, определяемый по количеству и качеству труда. Существует точка зрения на заработную плату как денежное выражение стоимости или цены рабочей силы. Такой подход к заработной плате применительно к нашей экономике возник давно, но не утвердился. И только в условиях перехода к рыночным отношениям, когда рабочая сила выступает как товар, вновь вернулись к данному определению. Стоимость рабочей силы по существу есть стоимость средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Она включает в себя, во-первых, стоимость средств, удовлетворяющих потребности самого работника; во-вторых, стоимость средств, необходимых для содержания семьи работника; в-третьих, стоимость средств обучения. [3, c. 15]
Заработная плата – это материальное вознаграждение за труд, денежная оценка рабочей силы и непременное условие существования человека. С экономической точки зрения заработная плата представляет собой часть национального дохода (ВВП), поступившего в индивидуальное распоряжение работников с учетом количества и качества трудового фактора.
Уровень заработной платы выражает стоимость товаров и услуг или минимальный набор благ, необходимый для воспроизводства работника и его семьи. Это очень важный показатель для анализа экономического благосостояния населения того или иного государства (в развитых странах он составляет около 3/4 национального дохода). Размер заработной платы зависит от стажа, квалификации труда, уровня образования работников, территориального фактора, развитости рынка, степени общего экономического развития страны и т.д.
В условиях рыночной экономики заработная плата выполняет стимулирующую, воспроизводственную и регулирующую функции.
1. Бромберг, Г.В. Интеллектуальная собственность / Г.В. Бромберг. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 504 с.
2. Валеева, Н.Ш., Гончарук, Н.П. Психология и культура умственного труда: Уч. Пособие / Н.Ш. Валеева, Н.П. Гончарук. – М., 2004. – 240 с.
3. Гилина, Т.Г., Корниенко, Е.В. Экономика и социология труда. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-ль С.А. Ступин, 2015. – 101 с.
4. Лебединцева, Л.А. Инновационная сущность интеллектуального труда и интеллектуальная собственность / Л.А. Лебединцева // Вестн. Санкт-Петербургского гос. ун-та. Сер. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 3. – Ч. 1. – С. 92–103.
5. Маркин, Н.С., Надвикова, В.В., Шкатулла В.И. Трудовое право: Учебник для баколавров / Н.С. Маркин, В.В. Надвикова, В.И. Шкатулла. Под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: Прометей, 2019. – 584 с.
6. Психология познания: методология и методика познания / Е.А. Соколов. – Litres, 2017. – 475 с.
7. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З Принят Палатой представителей 8 июня 1999 года Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года.
8. Экономическая статистика: учеб. пособие / под общ. ред. М. Н. Толмачева. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. – 160 с.