1. Понятие о биоценозах и экосистеме. Основные компоненты, структура, особенности функционирования
2. Природные сообщества Беларуси
3. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных
4. Составить конспект экологической формы работы в УДО по ознакомлению дошкольников с одним из природных сообществ Беларуси
5. Привести примеры культурных биоценозов и агроценозов
Список литературы
1. Понятие о биоценозах и экосистеме. Основные компоненты, структура, особенности функционирования
Совокупность живых существ, входящих в экологическую систему, называется биотическим сообществом, или биоценозом. Следовательно, биоценоз — совокупность популяций всех видов живых организмов, населяющих определенную географическую территорию, отличающуюся от других соседних территорий по химическому составу почв, вод, а также по ряду физических показателей (высота над уровнем моря, величина солнечного облучения и т.д.). При этом имеется в виду вся совокупность живых существ — растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на данной территории. Понятие «биоценоз» — одно из важнейших в экологии, поскольку из него следует, что живые существа образуют на Земле сложно организованные системы, вне которых они не могут устойчиво существовать. Основная функция сообщества заключается в обеспечении равновесия в экосистеме на основе замкнутого круговорота веществ.
2. Природные сообщества Беларуси
Живые организмы не могут существовать разобщенно, они всегда находятся во взаимодействии. Такое сосуществование порождает целые сообщества, в число которых входят бактерии, грибы, различные растения и животные. Подобные объединения никогда не возникают случайно, главным фактором их образования являются географическое расположение и климатические условия. Под термином природное сообщество часто подразумевается биогеоценоз или экосистему. Отличительным его свойством является круговорот веществ. Простые организмы создают органические вещества, чтобы другие их потребляли. Третьи разлагают вещества на соли, воду и углекислый газ, которые снова поглощаются растениями. Такой поток энергии является отличительной особенностью каждого природного сообщества.
В основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности.
3. Создание культурных биоценозов. Отличия культурных биоценозов от природных
Биоценоз (био-жизнь, ценоз- общий) - это совокупность популяций организмов разного вида, совместно обитающих в одних и тех же условиях среды и взаимосвязанных между собой.
Н.Ф. Реймерс отмечает, что понятие биоценоз, как и его подразделения: фитоценоз, зооценоз, микоценоз, микробиоценоз – в значительной мере условно, так как вне среды обитания организмы жить не могут. Фактически существуют биогеоценозы – экосистемы из живых компонентов и факторов окружающей среды (аналогично существует особь, а не ее отдельные органы). Однако для удобства изучения экологических связей между организмами термин «биоценозы» широко применяется, и нет смысла, как это иногда делается в иностранной литературе, отождествлять его с термином «экосистема».
4. Составить конспект экологической формы работы в УДО по ознакомлению дошкольников с одним из природных сообществ Беларуси
План-конспект экскурсии в осенний лес «Глазами природы»
Возраст детей: 5-6 лет
Цель прогулки: ознакомить дошкольников с понятием леса.
Задачи прогулки:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
2. Учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
3. Сформировать знания об осеннем лесе, его обитателях и особенностях.
Развивающие:
1. Развивать восприятие цвета, формы и величины, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
3. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
2. Стимулировать любознательность детей.
5. Привести примеры культурных биоценозов и агроценозов
Агроценоз (греч. agros — поле) — это сообщество организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. Примерами таких экосистем являются поля, огороды, сады, парки, искусственные пастбища, цветники и т. д. Сообщества растений и животных, искусственно создаваемые человеком в морских и пресноводных водоемах, также можно отнести к категории агроценозов.
Видовое разнообразие биоценоза – совокупность видов растений и животных, образующих данный биоценоз; представлено всеми группами организмов – продуцентами, консументами и редуцентами; нарушение какого-либо звена в цепи питания вызывает нарушение биоценоза в целом (например, вырубка леса приводит к изменению видового состава насекомых, птиц, а следовательно и зверей).
1. Габитова, А. А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования / Габитова А. А.// Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 4. - С. 82-84. 8. Гайнуллова, Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Гайнуллова Ф.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 46-52.
2. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О.С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
3. История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь: учеб.- метод. пособие / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова и др. – Минск: БГПУ, 2011. – 184 с.
4. Николаева, С. Н. Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет / С. Н. Николаева. - Москва :Мозаика-Синтез, 2010. - 166 с.
5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб.пособие для студ. сред. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд., испр. / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия»,2012. – 224 с.
6. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В. Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2009. – 88 с.
7. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка в детском саду / Н.А. Рыжова. Учебно-методическое пособие – книга и CD-диск / Н.А. Рыжова. - М.:Линка-Пресс, 2009. – 272 с.
8. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогика» / Т. А. Серебрякова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. – 224 с.
9. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой / Е.А. Стреха. – Минск: Нар.асвета, 2012. – 64 с.
10. Стреха, Е.А. Познание окружающего мира: животные: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус.и рус. яз. обучения / Е.А. Страха. – Минск: Нац. ин-т образования, 2014. - 56 с.
11. Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры / авт.сост. И.В.Прошкина. - Мозырь: Содействие, 2009. – 116 с.