Введение
1. Истоки белорусского этноса
2. Концепции происхождения названия «Белая Русь»
3. Культура белорусских земель во второй половине XIII - первой половине XVI вв.
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о происхождении белорусов имеет большое научное и образовательное значение. Кто такие белорусы? Где наши корни? Когда и под влиянием каких факторов сложился белорусский этнос? Каков был путь его становления и развития, превращения в нацию? Многие годы многие ученые искали ответы на все эти вопросы, но они не потеряли своей актуальности. Белорусский этнос возник в результате длительных исторических процессов. Его этнокультурная основа сложилась в эпоху античности и раннего средневековья, но после этого белорусы прошли долгий путь, прежде чем обрести современное имя и четкую идентичность.
Проанализировав исторические аспекты происхождения белорусов на основе того, что этногенез народа представляет собой сложный исторический процесс, который имеет свои истоки, свои периоды, хронологические рамки, особенности которых необходимо уточнить, мы попытаемся понять само содержание этногенеза белорусов, тенденции, которые определили его развитие.
Так что же собой представляет само понятие этногенез?
Этногенез (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности на базе различных этнических компонентов. Иными словами этногенез – это происхождение народа, процесс его становления и формирования. Этническая история представляет собой процесс развития этноса с момента его возникновения и до исчезновения с исторической арены. Этнос – это устойчивая общность людей, которых объединяет общая история, общая этническая территория, язык, культура и самосознание.
1. ИСТОКИ БЕЛАРУССКОГО ЭТНОСА
Материалы, накопленные исследователями, показывают, что первые этнические сообщества на землях Беларуси образовались в древние времена и были представлены племенными образованиями, которые оставили после себя ряд археологических культур со своими особенностями. Существует три этапа развития белорусов:
1. Самый старый (доиндоевропейский). Поселение народов Белоруссии начинается до 3-2 тыс. До н.э. Самыми древними памятниками народа являются Юравичи (под Мозырем), Бердыш (под Чечерском) 23-26 гг. До н.э.
Обледенение: Нарово - 600 т. Д. (охватил всю Беларусь). Березенское - 480 и др. (Охватывает всю Беларусь, кроме Гомельской области). Днепр - 32 и др. (Вся Беларусь). Сож - 220 и т. Д. (Дошли до реки Сож). Поазерское - 95 и др. (Все, кроме юго-востока РБ). Около 12 тонн назад ледник начал отступать на 10-6 кб (мезолитический период). Население Беларуси интенсивно проживает в трех направлениях: юго-восток, юг (из Украины, центральная Беларусь), западная Европа (западная часть Беларуси). Неолит 5-3 кб (Новый каменный век) - там больше людей. Все это древние люди.
Ряд археологических культур был обнаружен уже в заключительном палеолите и мезолите, и есть основания полагать, что они были оставлены племенами, принадлежащими к различным этническим группам. Население белорусских земель в эпоху неолита было этнически неоднородным. В то время здесь жили племена так называемой спинальной керамики, а в археологических культурах мезолита и неолита, несмотря на определенные различия, видна преемственность, а это значит, что в течение каменного века не было резких изменений в населении Беларусь оставалась автохтонной. Однако невозможно дать подробное и точное описание этнических общностей, сформировавшихся на белорусских землях в каменном веке. Прежде всего потому, что остается вопрос, какой язык они использовали. Единственным исключением являются сообщества, связанные с культурой типичной клеточной керамики, выделенной в северо-восточных регионах Беларуси. И представляли племена финно-угорского происхождения, проникшие сюда во второй половине до нашей эры за тысячелетие до нашей эры из средних территорий. Присутствие древних финно-угорских народов на территории Беларуси подтверждается различными источниками, а также антропологическими данными, указывающими на наличие монголоидных особенностей у населения этого региона [1].
2. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЯ «БЕЛАЯ РУСЬ»
Проблема происхождения и распространения термина «Беларусь» в Беларуси до сих пор является предметом научной дискуссии. Вы можете назвать следующие наиболее распространенные и популярные теории.
Известный русский историк XVIII в. В. Татищев считал, что название «Белая Русь» происходит от белого цвета льняной одежды местных жителей. Белорусский этнограф Э. Карский объяснил формирование термина антропологическими особенностями белорусов - «блондинками с голубыми или светло-серыми глазами». П. Крапивин связал это имя с широким употреблением слова «белый» в названиях Беларуси и в названиях рек и озер. М. Ильинский считал, что Бельск на территории современной Польши может дать соответствующее название всей территории, контролируемой им самим. М. Драгоманов утверждал, что термин «белый» означал независимость от татаро-монгольского. В. Иванов отметил, что еще до принятия христианства в Европе существовала традиция соотносить основные цвета с точками кардинала (север - черный, юг - красный, запад - белый, восток - желтый или синий). Поэтому, по его мнению, было бы логично разместить «Белую Русь» западнее других древнерусских княжеств. Существует также ряд мнений о том, что название «Белая Русь» подчеркивало автономный статус Полоцких и Витебских земель как части Великого княжества Литовского или преобладание христианского населения над окружающими языческими племенами [5].
Сложным вопросом является определение территории, второе называлось «Белая Русь», поданное В. Татищевым в летописи XII века. (1157) термин «Белая Русь» относится к землям Владимиро-Суздальского княжества. В XIII - XIV вв. этот термин использовался в основном в отношении московской, смоленской и псковской земель. На картах и хрониках XV - XVI вв. Зарубежные авторы часто называют «Белую Русь» землями Северо-Восточной Руси, Новгорода, Пскова и некоторых украинских земель. Однако большинство ученых признают, что это название в России не получило точной локализации.
3. КУЛЬТУРА БЕЛАРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВВ
Культура белорусских земель на Руси в XIV-XVI вв. связаны древнерусские традиции, влияние Византии и западноевропейского ренессанса. Во второй половине XIII-XIV вв. Православная Церковь преобладала в духовной и культурной жизни белорусских земель. С 15-го века поддерживаемый государством католицизм доминировал в культурном и духовном царстве. В XVI в. значительным фактором развития культуры на белорусских землях ВКЛ были Реформация (религиозное движение против господства католицизма) и Контрреформация (религиозно-политическое движение Католической церкви против Реформации, за восстановление положение доминирующей религии в Европе).
С конца XV в. Европейское Возрождение (Ренессанс), период в развитии европейской культуры от средневековья до нового века (XIV - начался в 17 веке), оказало значительное влияние на развитие культуры в ВКЛ. Основными чертами ренессансной культуры являются: преобладание светских тенденций в науке, литературе, искусстве, интерес к древнему духовному наследию. Социально-экономической основой европейского ренессанса было развитие ранних капиталистических отношений и формирование буржуазного общества. Ренессансная философия - гуманизм - сделала человека и окружающий его мир объектом изучения. Человеческое достоинство становится абсолютной ценностью. Гуманизм развил идею индивидуальной свободы. Родиной Ренессанса является Северная Италия, затем она, приобретая национальные черты, распространилась на Францию и страны Северной и Центральной Европы. Классический ренессанс делится на три этапа: ранний (XIII-XIV века). Высокий (XV век) и поздний (XVI век). Тенденции эпохи Возрождения проявились в деятельности Ф. Скорины (около 1490 - около 1551), основателя белорусской типографии. В 1517-1519 гг. Ф. Скорина опубликовал 23 книги Ветхого Завета в Праге. В 1520-х годах в Вильно он опубликовал буклет «Маленькая дорога и Апостол».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории Беларуси следует выделить отдельный большой период, который хронологически охватывает каменный, бронзовый и ранний железный века. Это было время возникновения на белорусских землях древних этносов и расселения индоевропейских племен, из которых сформировались балты, занимавшие большую часть территории Беларуси, и славяне, находившиеся в южных районах.
Довольно сложный и противоречивый период формирования белорусской народности был отмечен существенными изменениями, которые затронули практически все сферы общественно-политической и экономической жизни Европы в целом и Беларуси в частности. Зарождались и активно распространялись новые капиталистические отношения, все более реальными становились далекие заморские путешествия, менялась жизнь людей в городах, а развитие светского искусства насытило ее новыми красками.
Контрреформация и усиление влияния католичества привели к завершению в конце XVI в. - начале XVII в. эпохи Возрождения в Беларуси.
1. Я.К. Новік пад. рэд. Я.К.Новіка, Г.С.Марцуля. - 2-е выд. Гісторыя Беларусі:Падручнік у 2-х частках. Ч. 1. Ад старажытных часоў - па люты 1917 г. – Мн., Выш. шк., 2007.
2. Хрестоматия по истории Беларуси: учеб. пособие. В 2 ч. – Ч. 1 С древнейших времён до 1917 г. / сост.: Я.И. Трещенок и др.; под науч. ред. К.М. Бондаренко. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008.
3. Предыстория беларусов с древнейших времен до XIII века / Составл., перевод, научное редактир. А. Е. Тараса. – Минск: Харвест, 2010.
4. Седов В. В. Археология и проблема формирования белорусов // Этногенез белорусов. Тезисы докладов на научной конференции по проблеме «Этногенез белорусов». – Мн., 1973.
5. Чернявский М. М. Иллюстрированная история Древней Беларуси. – Мн.: Нар. Асвета, 1997.
6. Жучкевич В.А. Топонимика Белоруссии. – Мн.: «Наука и техника», 1968.
7. Рылюк Г.Я. Истоки географических названий Беларуси с основами общей топонимики. – Мн.: «Веды», 1997, 1999 (2 изд.).
8. Карский Е. Ф. Белорусы. Т. 1-3. 1904-1922. Т. 1 Введение к изучению языка и народной словесности. Вильна, 1904. С. 114-118.