1. Демонстрация и виды моделей. Направления и методика использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания
2. Рассказ педагога о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе
3. Беседы о природе. Виды бесед с детьми дошкольного возраста о природе и их содержание
4. Разработать конспекты различных видов бесед о природе для детей старшей группы УДО
5. Составить серию рассказов о природе для детей дошкольного возраста
1. Демонстрация и виды моделей. Направления и методика использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей:
1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма). Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
2. Рассказ педагога о предметах и явлениях природы. Виды детских рассказов о природе
На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатель использует рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Рассказ должен привлекать внимание детей, давать пищу для размышлений, будить их воображение, чувства. Требования к использованию рассказа о природе: прежде всего, необходимо учитывать, что детям известно и что неизвестно о сообщаемом явлении. Важно учитывать их интересы, а также опираться на возрастные возможности восприятия литературных текстов. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явлениями природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыскательность. Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.
3. Беседы о природе. Виды бесед с детьми дошкольного возраста о природе и их содержание
Беседа – это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. Все выдающиеся мыслители и педагоги, такие как Э.П. Короткова, М.В. Лучич, П.Г. Саморукова, А.П. Усова, Н.Ф. Виноградова и др. всегда придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Беседа является одной из форм образовательной деятельности, которая позволяет организовать общение детей со взрослым и детей друг с другом. В процессе беседы дети учатся слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
Беседа – наиболее распространенный и эффективный метод обучения детей дошкольного возраста. В ходе беседы воспитатель с помощью системы целенаправленных вопросов подготавливает детей к восприятию нового материала, на основе наблюдений побуждает их самих делать выводы, обобщения, приобретая при этом новые знания. Беседа позволяет также обеспечить систематическое повторение и закрепление пройденного материала. Активное отношение самого воспитателя к беседе, его эмоциональный настрой, умение возбуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к беседе позволяют вовлечь в общий разговор всех воспитанников. Воспитатель составляет вопросы с учетом общего уровня развития детей. Каждый вопрос должен быть посильным для ребенка, в то же время направляться на достижение основной цели беседы и логически увязываться с предыдущими вопросами.
4. Разработать конспекты различных видов бесед о природе для детей старшей группы УДО
«Беседа о зиме»
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.
Содержание: Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
О каком времени года говорит поэт в этом стихотворении? Зима владычица трех месяцев. Каких? Как изменилась природа зимой? Какая погода? Как зимуют растения? Почему мы не встречали насекомых? Каких птиц видели? Что изменилось в жизни птиц зимой, в их поведении? Как зимуют домашние и дикие животные? Как заботятся люди зимой о птицах и зверях? Почему?
Воспитатель обобщает сведения о зиме: зимой бывают самые короткие дни и самые длинные ночи, солнце стоит невысоко и греет мало, небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья, на деревьях, проводах выступает иней. В ветреную погоду бывает поземка, метели, вьюги.
5. Составить серию рассказов о природе для детей дошкольного возраста
«Скоро зима»
Люблю я бродить по лесу поздней осенью, перед самым приходом зимы. Всё в нём как-то примолкло, будто ждёт чего-то. Кусты и деревья давно сбросили листья, стоят совсем голые, потемневшие от осенних дождей. Опавшая листва не шуршит под ногами, как в самом начале осени. Теперь она плотно прибита к земле, лежит бурой преющей массой. По всему лесу от неё так славно пахнет деревенским холодным кваском.
А какая в лесу тишина! Только где-то в вершинах сосен и елей попискивают синички и корольки. Они перепархивают с сучка на сучок, копошатся среди ветвей, отыскивая там жучков.
Изредка тонко, протяжно засвистит в ельнике рябчик, и снова всё смолкнет.
Идёшь по влажной земле совсем бесшумно, идёшь и осматриваешься по сторонам, хочешь запомнить лес именно вот таким – угрюмым, нахмурившимся. Ведь очень скоро, может быть через день, через два, он станет совсем иным: весь посветлеет, оденется в белый снежный убор, сразу преобразится, как в сказке. И не узнать тех самых кустов и деревьев, на которые я теперь смотрю.
1. Габитова, А.А. Теоретические основы обеспечения преемственности экологического образования / А.А. Габитова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 4. – С. 82-84.
2. Гайнуллова, Ф. Проблемы экологического воспитания и образования детей в отечественной и зарубежной педагогике / Ф. Гайнуллова // Детский сад от А.до Я. – 2008. – №6. – С.46-52.
3. Зеленкова, О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О.С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2010. – №1. – С. 57.
4. История развития методик дошкольного образования в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / Н.С. Старжинская, Д.Н. Дубинина, Е.В. Горбатова и др. – Минск: БГПУ, 2011. – 184 с.
5. Лысов, П.К. Биология с основами экологии: учебник для студентов естественнонаучных, технических и гуманитарных направлений и специальностей вузов / П.К. Лысов, А.П. Акифьев, Н.А. Добротина. – М.: Высшая школа, 2009 . – 654 с.
6. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд., испр. / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
7. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия». – 2013. – 272 с.
8. Рыжова, Н.А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методическое пособие – книга и CD-диск / Н.А. Рыжова. – М: Линка-Пресс, 2009. – 171 с.
9. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогика» / Т.А. Серебрякова. – 3-е изд., стер. – Москва: Академия, 2013. – 224 с.
10. Тупикин, Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебное пособие / Е.И. Тупикин. – 7-е изд. / стер. – М.: Академия, 2009. – 379 с.