1. Особенности психического развития у леворуких детей
2. Период новорождённости, его значение в дальнейшем психическом развитии
3. Формирование изобразительной деятельности в развитии ребёнка раннего возраста
Список использованной литературы
1. Особенности психического развития у леворуких детей
Долгое время считалось, что дети, которые используют левую руку более активно, чем правую, должны пройти переподготовку, адаптируясь к общему стандарту. Но ничего из этой переподготовки не вышло: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне развития знаний это можно понять: в конце концов, леворукость – это не только предпочтение левой руки, но и совершенно иное распределение функций между полушариями мозга. Заставить левшу писать правой рукой значит вмешиваться в уже сложившуюся и довольно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. Если ребенок пишет левой рукой, то, следовательно, хотя бы частично, этот процесс регулируется правым полушарием, а принуждение его писать правой рукой означает создание дополнительной нагрузки для систем левого полушария. Не следует забывать, что для левых полушарий это как будто они только что поменялись местами: левши делают то, что должны делать правые, и наоборот.
Если педагог вовремя не объясняет ребенку, что левша не является пороком и не отклонением от нормы, а это лишь его индивидуальная черта, если он не предотвратит непослушные или просто «косые» взгляды класса, не уделит больше внимания к ребенку, не научит его правильно сидеть, писать слева от руки, могут случиться ужасные последствия.
2. Период новорождённости, его значение в дальнейшем психическом развитии
Центральная нервная система новорожденного сформирована далеко не полностью. Главным условием ее дальнейшего созревания является получение впечатлений из внешнего мира, благодаря чему тренируются зрительный, слуховой и другие анализаторы. Сразу после рождения ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2—3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону источника звука. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.
Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5—6 неделям начинает закладываться основа для перехода от отдельных разрозненных ощущений к целостному восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука.
3. Формирование изобразительной деятельности в развитии ребёнка раннего возраста
Рассматривая специфику становления предпосылок изобразительной деятельности в раннем возрасте, надо отметить, что их формирование, как и развитие других видов детской деятельности – игры и изобразительной деятельности – возникают в рамках ведущего вида деятельности детей раннего возраста – предметной. Исследователи отмечают, что у детей раннего возраста наблюдается тесная взаимосвязь этих видов деятельности между собой. (В.С.Мухина, Т.Г.Казакова, Н.П.Сакулина).
Существует несколько теорий возникновения изобразительной деятельности в раннем возрасте:
1)проявления общей ориентировочно-исследовательской активности ребенка, формирующейся в процессе овладения предметной деятельностью и общения с взрослыми людьми (Т.Г.Казакова, В.С.Мухина);
2)«моторная» теория возникновения рисования (Р.Заззо, Ж.Люке, Г.Энг).
1. Лисина М.И. Адаптация леворуких детей в школе. – М.: Вентана-. Граф, 2005. – 221 с.
2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 431 с.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 374 с.
4. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша 2-е изд., стер. СПб.: Изд-во «Лань», 2003. — 80 с.
5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.