1. Подведомственность дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства:
понятие и виды подведомственности;
общие правила подведомственности суду гражданских дел;
разграничение подведомственности дел между общими и экономическими судами;
разграничение подведомственности дел между судами общей юрисдикции и третейскими судами;
споры о подведомственности.
Согласно ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод [1].
Конституционное право граждан на судебную защиту осуществляется путем предоставления каждому возможности обращения в суд, реализации правосудия на основе Конституции Республики Беларусь и принятых иных нормативных правовых актов, обеспечения равенства всех перед законом и судом.
Задачей общих судов является защита личных прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, социально-экономических и политических прав, обеспечение правильного применения законодательства при осуществлении правосудия [2, с. 38].
Укрепление прав граждан и охрана их интересов — необходимое условие нормативного функционирования политической системы развития государственности.
Институт подведомственности в национальном законодательстве устанавливает границы правомочий по гражданским делам. Никто не вправе разрешать дела, отнесенные к ведению других органов и должностных лиц.
Подведомственность — это правовой механизм (совокупность правовых норм), целью которого является разграничение компетенции (распределение дел) между органами, наделенными полномочиями осуществлять защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц путем рассмотрения и разрешения дел по спорам о праве, иных вопросов индивидуального характера.
2. Особое производство:
В гражданском процессуальном законодательстве на протяжении продолжительного времени формировалась и окончательно закрепилась конструкция нескольких форм гражданского судопроизводства: спорного (искового) и особого порядка гражданского процесса, вызванного необходимостью формулирования специальных процессуальных норм.
На сегодняшний день одним из средств ускорения гражданского судопроизводства, разгрузки судебной системы видится освобождение ее от выполнения непрофильных функций, в том числе от функций по рассмотрению бесспорных дел. Стоит отметить, что еще в 1986 г. Комитет Министров Совета Европы рекомендовал европейским странам реформировать свои судебные системы, в том числе при помощи исключения бесспорных дел из судебной подведомственности.
Однако, необходимо обратить особое внимание на тот факт, что изучение особого производства в белорусском гражданском процессуальном праве, без сравнения этого института с зарубежными аналогами, не может быть достаточно всесторонним и объективным. В связи с этим особенный интерес представляют научные разработки, касающиеся изучения особого производства в зарубежном гражданском процессе.
Объектом исследования являются гражданские процессуальные, а также процедурные (нотариальные, административно-правовые) правоотношения, связанные с рассмотрением и разрешением бесспорных гражданских дел.
Предметом исследования являются законодательное закрепление особого производства в белорусском, российском судопроизводстве и судопроизводстве Туркменистана судопроизводстве: правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при рассмотрении судами дел особого производства.
Задача.
Коробова предъявила иск к своему бывшему мужу о возврате компьютера. В этот же суд обратилась прокатная организация с требованием признания права на компьютер, обосновав своё требование тем, что супруги брали его на прокат, но поменяли адрес, прокатная организация не знала, их местонахождения. Суд принял иск Коробовой и известил прокатную организацию, что она может вступить в процесс в качестве соистца.
Правильно ли поступил суд?
Да, так как на основании ст.62 ГПК в гражданском судопроизводстве допускается процессуальное соучастие, по которому иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам, если:
1) предметом спора являются общие для них права или обязанности;
2) их права и обязанности имеют одно фактическое и правовое основание;