ВВЕДЕНИЕ
Трудовой коллектив любой компании включает в себя не только общность людей, которые объединены совместной деятельностью для достижения определенных целей, но еще и взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, их межличностные отношения, психологический климат коллектива. Каждый человек посвящает трудовой деятельности значительную часть своей жизни, поэтому это всегда вызывает особый интерес и внимание. При этом психологическое сопровождение является необходимым компонентом в работе организаций, например, типа B2C [4].
Под психологическим сопровождением бизнеса понимается такой вид психологических услуг, при котором работа подчиняется общим целям, стоящим перед клиентом. Бизнес–сопровождение ставит перед собой цель изучить психологические проблемы управления организацией и создать психологические методы принятия решения, разрешения конфликтов, а также повышения эффективности межличностного общения в организации, и, как вследствие, повышения результативности работы сотрудников [2].
Психологическое бизнес–сопровождение можно разделить на три направления: психологическое консультирование, коучинг и бизнес–тренинг [6]. Указанные направления психологической помощи объединяет конечная цель – повышение результативности работы сотрудников и увеличение прибыли компании. Их различия связаны с кругом решаемых задач, продолжительностью и частотой проведения, расстановкой акцентов, ролью и правами человека, реализующего данные виды психологических услуг. Кроме того, порой существуют сложности с полным разграничением указанных направлений.
Целью работы явилось исследование специфики основных форм психологического бизнес–сопровождения субъектов бизнеса – психологического сопровождения, коучинга, бизнес–тренинга.
Задачи работы:
– исследовать роль психологического консультирования как вида психологической помощи в психологическом сопровождении бизнеса ;
– выявить специфику коучинга как вида психологической помощи;
– установить место бизнес–тренинга как вида психологической помощи в психологическом сопровождении субъектов бизнеса.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В современном мире существует большой выбор методов психологической помощи, доступных предпринимателям для решения различных психологических проблем. Наиболее известным и распространенным из них является психологическая консультация, или консалтинг. В настоящее время во многих бизнес–организациях предусмотрена позиция психолога, организуются специализированные психологические службы, кабинеты психологической разгрузки [5].
Основными характеристиками консалтинга (психологического консультирования) являются [5]:
– консультирование помогает человеку совершить выбор в сложной ситуации, а затем действовать самому;
– консультирование способствует развитию личности клиента независимо от решаемой проблемы;
– в психологическом консультировании акцентируется ответственность клиента;
– сердцевиной психологического консультирования является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент–центрированной терапии.
– в психологическом консультировании может использоваться достаточно широкий спектр психологических техник и методик, но главный инструмент консультирования – личность консультанта.
В 70% случаев психологическая консультация является разовой, при этом она стандартно длится один час. Если ситуация достаточно сложная, то клиенту может быть назначено от четырех до шести встреч с интервалом в неделю [5].
Этапы психологической консультации для субъектов бизнеса (по Алешиной) [5]:
1. Подготовительный этап. Длительность – 30–40 мин.
2. Вступление в контакт. Знакомство и настройка на сотрудничество. Длительность – до 10 мин.
3. Расспрос клиента, выдвижение и проверка консультативных гипотез. Длительность – 25 мин.
4. Оказание коррекционного воздействия. Длительность – 10–15 мин.
5. Завершение консультации. Выход из контакта. Длительность – 5–10 мин.
6. Оценка результатов консультирования, контроль (по возможности).
ГЛАВА 2. КОУЧИНГ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Коучинг относится к видам психологической помощи, является разновидностью психологического консультирования и входит в состав такого более широкого понятия, как процессное консультирование. Данный вид консультирования ставит своей целью оказание помощи топ–менеджменту при выработке ключевых решений [3].
Коучинг как вид психологической помощи возник относительно недавно, сформировавшись на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства [5]. В основе коучинга могут лежать принципы бихевиоризма, тогда он будет представлять собой социально–психологический тренинг ролевого поведения. Иная вариация коучинга основывается на гуманистической психологии, тогда коучинг становится подобным на психологическое консультирование [3].
Существует и другая дифференциация коучинга, различающая коучинг–менеджмент и коучинг–консультирование. Говоря о коучинг–менеджменте, подразумевают особый вид управления, а коучинг–консультирование рассматривают в качестве вида психологической помощи по достижению целей. В целом, коучинг разрабатывался Джоном Уитмором для реализации бизнес–целей [5].
Существуют сложности в разграничении психологического консультирования и коучинга, поскольку оба вида психологической помощи связывает общность принципов, решаемые в их рамках задачи [3]. Однако отличительной особенностью коучинга по сравнению с психологическим консультированием является характер расстановки акцентов. Так, рассматриваемая проблема находится в центре психологического консультирования, придавая диалогу негативный оттенок. При психологическом консультировании клиент сперва обращается в свое прошлое в поисках истоков проблемы и лишь после этого переходит к ее решению. В коучинге акцент делается на цели, а не на проблеме, при этом в коучинге запрещено слово «проблема». Иными словами, в коучинге цель всегда формулируется в позитивном ключе [5].
Коучинг обычно проводится курсом, состоящим из двенадцати коуч–сессий с интервалом в неделю, длительность одной встречи обычно не превышает часа [5].
ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ
Корпоративный тренинг, или бизнес–тренинг – понятие, которое возникло в практике работы организаций и крупных фирм. Его значение сводится к подготовке и развитию навыков персонала для эффективной работы в конкретной организации. Окончательной задачей корпоративного тренинга в условиях бизнеса является вклад в рост прибыли компании, в условиях некоммерческой деятельности – повышение ее эффективности. Поскольку компания не может позволить себе надолго отрывать сотрудников от работы, типичная продолжительность тренинга варьирует от одного до пяти дней [1].
Исследования, которые проводились в американских компаниях, показали, что 10%–ное увеличение расходов на тренинг персонала дают прирост производительности труда в 8,5%, а в это же время увеличение капиталовложений дает прирост производительности только в 3,8% [1].
Бизнес–тренинг подразделяют на вводный и технический тренинг. Вводный тренинг проводится для новых сотрудников, поскольку он дает краткое ознакомление с историей организации, ее текущим состоянием, маркетинговой политикой, производственной деятельностью, организационной структурой, а также работой основных отделов. Технический тренинг чаще всего проводят для персонала, чтобы повысить его квалификацию. Например, тренинги для секретарей охватывают ряд навыков, необходимых для успешной работы в качестве помощника, секретаря–ассистента, таких как ведение телефонных переговоров, работа с автоответчиком, общение с посетителями. Если сотрудники организации уже обладают необходимой квалификацией, тренинги проводятся при освоении новых видов продукта или производственных процессов. Например, в фармацевтических компаниях это ознакомление с новыми препаратами, а в компьютерных фирмах – с новым программным обеспечением или аппаратной частью [1].
В зависимости от конкретной организации, особенностей ее отрасли и персонала, бизнес–культуры, содержание тренинга по формированию самых базовых навыков может сильно различаться. По данным опросов, проведенных в США, наиболее значимыми областями навыков в порядке убывания являются навыки слушания и речевого общения, решение проблем, работа в команде, чтение (на уровне предпоследнего класса средней школы), межличностное взаимодействие [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется отметить, что психологическое сопровождение бизнеса является недешевым удовольствием, однако руководили бизнес–организаций прибегают к нему с разной частотой, поскольку их затраты в конечном счете окупаются. Виды психологического сопровождения бизнеса можно разделить на психологическое консультирование, коучинг и бизнес–тренинг. Более детальная классификация психологического бизнес–сопровождения является затруднительной в силу малой проработанности в современной литературе.
Виды психологической помощи, применяемые в психологическом сопровождении бизнеса, различаются по продолжительности курса, решаемым в их рамках задачах, расстановке акцентов, роли лица, непосредственно контролирующего оказания психологической помощи субъектам бизнеса. Так, психологическое консультирование обычно проводится разово, коучинг – предполагает курс из двенадцати сеансов, а бизнес–тренинг может проводиться на постоянной основе.
Психологическое консультирование представляет собой вид психологической помощи, являющийся частным случаем организационного консультирования, который направлен на актуализацию и осознание субъектом бизнеса личных качеств, влияющих на профессиональную деятельность, предполагает применение во время консультаций методов, адекватных возникшей проблеме.
Коучинг – вид психологической помощи, оказываемый субъектам бизнеса в течение продолжительного периода времени, цель которого ставится превыше решаемой проблемы и рассматривается исключительно в позитивном ключе.
Корпоративный тренинг решает задачи, как индивидуального развития сотрудников, так и развития организации в целом. Приоритеты корпоративного тренинга, его направленность и содержание являются результатом выбора руководства организации. В организациях в относительно стабильном состоянии корпоративный тренинг имеет поддерживающий характер, направлен на повышение эффективности работы персонала, обслуживает потребности организации в управлении результативностью.
1. Кларин, М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг : учебное пособие для вузов / М. В. Кларин. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 288 с.
2. Корнеева, Т. П. Социально–психологические особенности бизнес консультирования в организациях / Т. П. Корнеева // Форум. Серия: гуманитарные и экономические науки. – 2015. – № 3. – С. 106–110.
3. Лебедева, Л. В. Организационное консультирование : учебное пособие / Л. В. Лебедева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 164 с.
4. Мудрая, А. И. Значимость психологического сопровождения деятельности организации типа B2C на примере туристического агентства / А.И. Мудрая // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы : материалы XXI Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 18 мая 2018 г. / Минский инновационный университет; под ред. канд. пед. наук В. В. Гедранович. – Минск : Минский инновационный университет, 2018. – С. 108–109.
5. Психология бизнеса : учебник для магистров / Н. Л. Иванова [и др.] ; под общей редакцией Н. Л. Ивановой, В. А. Штроо, Н. В. Антоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 509 с.
6. Учебно–методический комплекс по специальности «Организационное консультирование» / Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка; сост. Г. В. Гатальская, Е. Ю. Казанович. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2014. – 85 с.