ВВЕДЕНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Дети являются наиболее уязвимыми членами нашего общества, чьи права и свободы грубо нарушаются. Невинные, наивные, растущие и обучающиеся, они зависят от взрослых, когда речь заходит об их образовании, поддержке и защите. На самом деле многие дети испытывают ужас насилия, становясь жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия со стороны взрослых со стороны их семьи или социального окружения. В современной зарубежной и отечественной литературе насилие обычно считается одной из возможных причин ненормального развития ребенка, которое приводит к таким негативным явлениям, как преступность среди детей и подростков, алкоголизм, наркомания, бездомность.
Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современном мире является одной из наиболее острых и постоянных. Растущая угроза духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей, особенно детей, которые не в состоянии противостоять насилию в силу своего возраста, заставляет нас искать способы создания условий для безопасности жизни ребенка, способы обеспечения социальной ориентации и раскрытия личного потенциала.
Пренебрежение интересами детей и подростков не только наносит непоправимый ущерб их здоровью, но и влечет за собой серьезные социальные последствия. До 10% детей и подростков - жертв насилия - умирают, а у большинства - имеются серьезные отклонения в умственном и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут быть полноправными членами общества, им нужно лечение и уход.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
Сексуальное насилие включает в себя: постоянное сексуальное давление, принуждение со стороны сексуального насилия, угрозы или шантаж (изнасилование; принуждение в неприемлемой для женщины форме в присутствии других людей, детей или с третьими лицами; физическое принуждение к сексу или причинению вреда и нанесение вреда сексуальному здоровью жертвы и т. д.).
Несмотря на то, что сексуальное насилие очень часто встречается в ситуациях бытового насилия, изнасилование в браке по-прежнему является преступлением, которое многие не только не хотят замечать, но и лишают его права на существование.
Проблема здесь заключается в социальных стереотипах: в Беларуси, как и во многих других странах мира, брак часто рассматривается как нацеленность на мужчин с безусловным правом заниматься сексом с супругой и применение силы, если они не хотят иметь сексуальный контакт.
Игнорирование этого преступления напрямую влияет на здоровье женщин. Женщины, которые не имеют половой автономии (то есть независимости в определении своей половой жизни и репродуктивного здоровья), часто не могут отказаться от нежелательного сексуального контакта или использовать контрацепцию, и поэтому существует риск нежелательной беременности [8].
Сексуальное насилие или развращение (соблазнение, надругательство) по отношению к ребенку - вовлечение ребенка с его или без его согласия, сознательно или бессознательно, из-за функциональной незрелости или по другим причинам, в сексуальные действия со взрослым или более старшим ребенком (подростком) с целью получения сексуального удовольствия или получения выгоды с применением физического, психического насилия или без него.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее универсальной и острой реакцией на любое - не только сексуальное - насилие является низкая самооценка, которая помогает сохранить и закрепить психологические расстройства. Человек с низкой самооценкой испытывает чувство вины и стыда. В то же время для него характерно постоянно верить в свою собственную неполноценность, что он «худший из всех». В результате ребенку трудно добиться уважения других, успех и общение со сверстниками затруднены.
Жертвы физического и сексуального насилия часто находятся в депрессии и ведут себя агрессивно. Депрессивные симптомы выражаются в переживании меланхолии, грусти, неспособности чувствовать радость, наслаждение и пр. Аутоагрессивное поведение выражается в действиях, направленных на причинение себе вреда, попытках самоубийства и мысли о самоубийстве.
В разные периоды жизни реакция на сексуальное насилие у детей и подростков проявляется по-разному:
• дети до 3 лет характеризуются страхами, растерянностью, нарушениями сна, потерей аппетита, агрессией, страхом перед незнакомцами, сексуальными играми;
• для детей дошкольного возраста характерны эмоциональные расстройства: беспокойство, вина, стыд, отвращение, беспомощность, чувство своей грубости;
• расстройства поведения: агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
• у детей младшего школьного возраста - амбивалентные чувства по отношению к взрослым, трудности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращение, недоверие к миру; поведение включает в себя агрессию, молчание или неожиданную разговорчивость, нарушения сна, аппетит, чувство «грязного тела», сексуальные отношения с другими детьми;
• для детей 9-13 лет также характерно то, что и для детей в младшем школьном возрасте, а также депрессия. Они испытывают потерю чувствительности; в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми ради сексуального удовольствия, противоречивое поведение...
1. Гиндин, Г.И. Социально-психологическая помощь детям-жертвам сексуального насилия в семье / Г.И. Гиндин, О.Б. Духова. – Вологда, 1997. – 156 с.
2. Защита детей от насилия и жестокого обращения: Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Н. Новогород: Изд-во ООО «Папирус», 2004. – 150 с.
3. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. – СПб.: Речь, 2003. – 248 с
4. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Круга и др. – М.: Весь Мир, 2003. – 376 с.
5. Палмер, Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens / Дж. Палмер, Л. Палмер. – М.: Олма-пресс, 2003. – 213 с.
6. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Вече, АСТ, 2000. – Т. 1(А-О). – 528 с
7. Стандарты деятельности по предоставлению услуг пострадавшим от домашнего насилия и организации системы реагирования на случаи насилия. Пособие / Под ред. М.П. Писклаковой-Паркер, А.С. Синельникова. – М., 2015. – 343 с.
8. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2007. – 480 с.
9. Фурманов, И.А. Насилие над детьми: сходство и различия психологических последствий // Актуальные проблемы кризисной психологии: сб. науч. трудов – Минск: НИО, 2001. – С. 134-146