ТЕМА: РЕЧЬ
Цель занятия: изучение речи и речевой деятельности человека, ее функций.
Задачи:
1. Определить, в чём заключаются отличия между понятиями «язык» и «речь» с точки зрения психологии;
2. Выявить основные функции речи и ее виды;
3. Рассмотреть процесс развития речи в онтогенезе.
План занятия:
1. Понятие речи. Речь и язык.
2. Функции и виды речи.
3. Развитие речи в онтогенезе.
1. Понятие речи. Речь и язык. Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Речь, как психический феномен, изучается в психологии в двух основных проявлениях: как средство передачи информации в процессе межличностного взаимодействия (в приведенном определении отражена именно эта функция); как средство мышления в познавательной деятельности. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык является продуктом общественно-исторического развития. Язык является общим для народа, говорящего на нём, в то время как речь всегда субъективна и неповторима, зависит от конкретного человека. Всякий язык имеет определенную систему слов с соответствующими значениями (лексический состав языка), определенную систему форм слов и словосочетаний (грамматика языка) и определенный звуковой состав (фонетика языка).
2. Функции и виды речи. Выделяют 4 основных функции речи: выражение – указывает на то, что, благодаря речи, мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку; сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми; обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям; воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.
С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства: содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации; понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации слова, предложения, употреблять нужные понятия; выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике; воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).
Выделяют различные виды речи. По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми.
3. Развитие речи в онтогенезе. Развитие речи для человека играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе! Развитие речи лежит в центре обучения ребёнка, подростка и взрослого. Развитие речи начинается у новорожденного уже с того, что он слышит ласковый голос мамы, воспринимает положительные эмоции, улавливая тончайшие модуляции голоса. Развитие речи малыша начинается с первых месяцев только при условии постоянного контакта с мамой, которая ласково воркует с ним, улыбается младенцу, ухаживая за новорожденным. Развитие речи затормаживается, если ребёнок по какой-то, даже уважительной причине, живёт в длительном отрыве от мамы. Младенец входит в состояние беспокойства и у него может снижаться аппетит, если более 3-х часов он находится вне биополя мамы. Возникает скрытая субдепрессия, о которой не догадываются подчас взрослые, а это психологическое состояние новорожденного уже приостанавливает нормальное эмоциональное состояние маленького.
ТЕМА: ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Цель занятия: изучение процессов внимания и памяти, их функций и свойств.
Задачи:
1. Рассмотреть понятия «память» и «внимание» с точки зрения психологии;
2. Определить основные виды памяти и внимания;
3. Выявить основные функции и свойства этих процессов.
План занятия:
1. Понятие внимания и его функции.
2. Виды внимания.
3. Свойства внимания.
4. Понятие памяти. Виды памяти.
5. Процессы памяти.
1. Понятие внимания и его функции. На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания. Внимание – это познавательный процесс, особая форма психической активности человека. Под вниманием понимают направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Направленность внимания связана с переходом от одного занятия к другому, сосредоточение – с углубленностью в занятие.
2. Виды внимания. В современной психологической науке принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное (непреднамеренное) внимание; произвольное (преднамеренное) внимание; послепроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. В основе его возникновения лежат внутренние причины (интересы, настроения, переживания, потребности человека) и внешние причины (сила и неожиданность раздражителя, новизна, необычность, контрастность раздражителя, подвижность раздражителя).
3. Свойства внимания. Внимание обладает рядом психических свойств. К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, объем, сосредоточенность (концентрация), распределение, переключение внимания. Устойчивость – это длительность удержания внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивость внимания сохраняется в активной и разнообразной деятельности с предметом, в активной умственной деятельности. Она зависит от целого ряда условий: степени трудности материала и знакомства с ним, его понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также индивидуальных особенностей личности. Объем – количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.
4. Понятие памяти. Виды памяти. Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом. Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении информации, что делает возможным его повторное использование в деятельности, или возвращении в сферу сознания. К памяти относится и процесс забывания.
5. Процессы памяти. Память функционирует благодаря последовательной смене различных процессов. К основным процессам памяти относят – запоминание, сохранение, воспроизведение и припоминание, забывание. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление новой информации путем связывания ее с информацией, усвоенной раннее. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. На продуктивность запоминания влияют многочисленные факторы: количество запоминаемого материала (объем), обстановка, в которой он запоминается, а также характер запоминаемого материала (осмысленность, связанность, понятность, наглядность, ритмичность). Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление – импринтинг.Термин предложил К. Лоренц, который открыл явление импринтинга, изучая серых гусей. Из-за неправильного перевода на английский это явление иногда называют «синдромом утёнка».
ТЕМА: СОЗНАНИЕ
Цель занятия: изучение сознания как высшей формы развития психики.
Задачи:
1. Рассмотреть сознание как высшую форму развития психики с позиции психологии;
2. Определить структуру и содержание сознания, его функции;
3. Выявить взаимосвязь сознания и бессознательного, сознания и самосознания.
План занятия:
1. Сознание как высшая форма развития психики.
2. Структура и содержание сознания.
3. Функции сознания.
4. Сознание и бессознательное.
5. Сознание и самосознание.
1. Сознание как высшая форма развития психики. По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имеют общего предка – дриопитека (древесную обезьяну). Физическое формирование человека происходило на протяжении длительного времени (примерно 1 миллиона лет). Древнейшим предком человека является питекантроп – обезьяночеловек. По сравнению с обезьяной он уже обладал мозгом с большим весом – 800 – 900 г, в то время как наибольший вес мозга обезьяны 600 г. Следующую ступень физического развития человека характеризует неандерталец (останки были найдены в XIX веке в Германии в долине Неандерталь). Неандертальцы жили 300 – 100 тыс. лет назад. Их рост примерно составлял 160 – 170 см, не вполне выпрямленное положение тела, но в меньшей степени, чем у питекантропа выступали лоб и надглазные дуги.
2. Структура и содержание сознания. Одно из первых собственно научных представлений о структуре сознания принадлежит З. Фрейду. Австрийский ученый считал, что сознание имеет иерархическую структуру и включает в себя: бессознательное (инстинкты, влечения, забытая информация, «вытесненные» переживания); собственно сознание (то, что находится в поле актуального внимания и то, что легко вспоминается); сверхсознание (совокупность морально-нравственных установок и норм поведения, усваиваемые в процессе воспитания и выполняющие функцию совести).
3. Функции сознания. Описанные выше феномены сознания позволяют выделить основные его функции:
отражательная – сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, память, мышление);
оценочная – сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств, что ведет к оценке большинства событий и самого себя;
4. Сознание и бессознательное. Психика человека имеет два уровня: высший, образуемый сознанием и низший, образуемый бессознательным (или подсознательным). Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Сознание и подсознание находятся между собой в постоянном взаимодействии. Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов.
5. Сознание и самосознание. Венцом развития сознания является формирование самосознания. Оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Самосознание – высший уровень развития человека, связанный осознанием и оценкой человеком своих психологических особенностей, на основе которых формируется целостная система представлений о себе. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой.
ТЕМА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель занятия: изучение понятия «деятельность» с позиции психологии.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «деятельность», ее основную характеристику;
2. Определить структуру деятельности, ее основные виды;
3. Выявить психологические особенности освоения деятельности.
План занятия:
1. Понятие о деятельности.
2. Структура деятельности.
3. Основные виды деятельности и их характеристика.
4. Психологические особенности освоения деятельности.
1. Понятие о деятельности. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Использование категории деятельность – отличительная черта советской психологической науки, основывающейся на марксистско-ленинской методологии, для которой были характерны следующие идеи: а) положение о единстве психики и деятельности; б) деятельность – движущая сила развития психического отражения.
2. Структура деятельности. Из определения деятельности следует, что она является творческим процессом преобразования действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Любую деятельность можно рассматривать с точки зрения анализа ее структуры. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Под структурой деятельности понимают совокупность связей между ее различными составляющими. Наиболее полно вопрос структуры деятельности раскрыт в работах советского ученого А. Н. Леонтьева.
3. Основные виды деятельности. Деятельность человека многообразна. На макроуровне каждый индивид оказывается включенным в три основные вида деятельности: игру, учение, труд. Эти виды деятельностей отличаются друг от друга как по конечным результатам (продукту деятельности), так и по особенностям мотивации и организации.
Игра – это особый вид деятельности человека в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.
4. Психологические особенности освоения деятельности. Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних). Обе эти формы представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют одинаковое строение (побуждаются потребностями и мотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями).
ТЕМА: ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
Цель занятия: изучение понятий «ощущение» и «восприятие» с точки зрения психологии.
Задачи:
1. Рассмотреть содержание понятия «ощущение» с точки зрения психологии;
2. Выявить основные виды и свойства ощущений;
3. Рассмотреть содержание понятия «восприятие» с точки зрения психологии;
4. Выявить основные виды и свойства восприятий;
План занятия:
1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.
2. Виды и свойства ощущений.
3. Понятие о восприятии.
4. Свойства и виды восприятия.
1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений. Познание мира человеком начинается с накопления информации при помощи органов чувств. Для описания чувственного познания в психологии употребляются понятия «ощущение» и «восприятие».
Ощущение – это познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира. Ощущения считаются самой простой и первичной формой ориентировки организма в окружающем мире.
2. Виды и свойства ощущений. В современной науке существуют разные подходы к классификации ощущений. Согласно классификации ощущений английского ученого Ч. Шеррингтона выделят 3 группы ощущений в зависимости от морфологической локализации (местораспо-ложения) рецепторов:
1) экстероцептивные ощущения, расположенные на поверхности тела и доводят до человека информацию из внешнего мира. В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на контактные ощущения (возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств), к ним относят – тактильные, вкусовые и осязательные и дистантные ощущения (возникновение ощущений происходит тогда, когда раздражитель находится на расстоянии от органа чувств) – слух и зрение.
3. Понятие о восприятии. Помимо ощущения, на чувственной ступени познания окружающего мира значительная роль отводится восприятию.
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Безусловно, восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ними, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от характера отношений между ощущениями, от связей и отношений между качествами и свойствами предмета.
4. Свойства и виды восприятия. Суть восприятия в наибольшей степени отражена в его характерных свойствах. К основным свойствам восприятия относят – предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность и избирательность. Предметность восприятия – свойство, указывающее, что в процессе воздействия многочисленных раздражителей человек «не теряется», а способен различать и выделять четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы.
ТЕМА: МЫШЛЕНИЕ
Цель занятия: изучение мышления как познавательного процесса с точки зрения психологии
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «мышление» как познавательного процесса;
2. Определить основные виды и формы мышления;
3. Выявить основные мыслительные операции и дать им характеристику.
План занятия:
1. Мышление как познавательный процесс.
2. Виды мышления.
3. Мыслительные операции и их характеристика.
4. Формы мышления.
1. Мышление как познавательный процесс. Ощущение дает человеку знание единичного, то есть знания об отдельных предметах и явлениях реального мира. Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, он должен быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и, исходя из этого, делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
2. Виды мышления. В зависимости от основания классификации существуют различные виды мышления. Наиболее распространенной из них является классификация, где в качестве определяющих взяты следующие основания: 1) генезис развития; 2) характер решаемых задач; 3) степень развернутости; 4) степень новизны и оригинальности; 5) средства мышления; 6) функции мышления и т. д.
Так, по генезису развития различают: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое мышление.
3. Мыслительные операции и их характеристика. Проникновение вглубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют следующие мыслительные операции: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация и категоризация.
Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части, выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений, расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.
Тема1:
1. Веккер, Л.М. Психические процессы. Монография. – Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1981. – 321 с.
2. Годфруа Ж. Что такое психология. – М.: Мир, 2009. – 486 с.
3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Просвещение, 1982. – 317 с.
4. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. – М.: Просвещение, 2008. – 286 с.
5. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности. – М.: АСТ- Астрель, 1974. – 438 с.
6. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Просвещение, 2006. – 278 с.
7. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 278 с.
8. Лурия, А.Р. Язык и сознание. – Ростов-н/Д.:Феникс, 1998. – 179 с.
Тема 2:
1. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1987. – 376 с.
2. Гоиоболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: Педагогика, 1972. – 284 с.
3. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 170 с.
4. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во МГУ, 1976. – 259 с.
5. 3инченко, П.И. Непроизвольное запоминание. М: АПН РСФСР, 1961. – 287 с.
6. Лурия, А.Р. Внимание и память. М.: Изд-во МГУ, 1975. – 328 с.
Тема 3:
1. Выготский, Л.С. Проблема сознания // Собрание сочинений: в 6 т. – Т.1. – М.: Психология, 1981. – 296 с.
2. Грофф С. Области человеческого бессознательного. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 362 с.
3. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 67-71.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 2005. – 317 с.
5. Куликова, Л.В. Психология сознания. – СПб.: Питер, 2001. – 284 с.
6. Столин, В.В. Самосознание личности. – М.: Просвещение, 1983. – 412 с.
Тема 4:
1. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 2005. – 277 с.
2. Ломов, Б.Ф. Психическая регуляция деятельности: избранные. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 228 с.
3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Лань, 2010. – 273 с.
4. Суходольский, Г.В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. – М.: ГНОМиД, 1982. – 311 с.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Лань, 2003. – 224 с.
Тема 5:
1. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. – 348 с.
2. Веккер, Л.М. Психические процессы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – Т.1. – С. 142-159.
3. Грановская, P.M. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – С. 25-37.
4. Запорожец, А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. – С.70-115.
5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – С. 143-184.
6. Лурия, А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 284 с.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1. – 300 с.
Тема 6:
1. Величкжкий, Б.М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 248 с.
2. Лейтсс, Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. – 340 с.
3. Пушкин, В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. – 217 с.
4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 524 с.
5. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. – 1982. – № 5. – С. 80-84.