ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и характеристика PR-деятельности
1.2 Оценка эффективности PR-деятельности
2 ОРГАНИЗАЦИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский мясокомбинат»
2.2 Анализ PR-деятельности ОАО «Могилевский мясокомбинат»
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности PR-деятельности
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из главнейших средств, востребованных и задействованных в любом серьезном бизнесе, призванных осуществить вышеуказанные и другие функции, являются связи с общественностью.
Отечественный рынок товаров для дома и интерьера молод, немногие магазины сегодня обладают более чем десятилетней историей. РR-технологии для отечественной торговли – достаточно новый инструмент, но и на российском рынке он способен приносить хорошие результаты. Уже сегодня для многих компаний в сфере ретейла методы и приемы PR являются эффективным инструментами успешной маркетинговой политики. Большинство компаний сегодня действуют в условиях ограниченных бюджетов на коммуникационные нужды, практически недоступны рекламные кампании в СМИ и услуги рекламных агентств, в то время, как PR-деятельность является относительно недорогой.
Приемы и методы паблик рилейшнз в рознице деле так же способствуют реализации следующих важнейших задач:
– поддержание внедрения новых товаров;
– изменение рыночной позиции «старого товара», удержание его на рынке после «омолаживающего лечения», одновременное продвижение «старого» и «нового» товара;
– формирование интереса к той или иной категории товаров и услуг;
– мотивация отдела сбыта и его клиентов;
– снижение затрат на продвижение.
Связи с общественностью – это и есть искусство строить отношения доверия и симпатии между компанией-продавцом и ее окружением (покупателями, поставщиками, теми, кто предоставляет различные услуги, – торговыми посредниками, банками, средствами массовой информации и др.).
Связи с общественностью выполняют объективную и необходимую для общества функцию.
Таким образом, актуальность исследования в рамках данной курсовой работы заключается в том, что PR-технологии играют важнейшую роль в сфере активно развивающегося коммерческого сектора России и имеют свою, присущую специфику, которая требует изучения и систематизации.
Целью данной работы является изучение особенностей PR-деятельности и формирования PR-служб в ОАО «Могилевский мясокомбинат».
Исходя из поставленных целей были решены следующие задачи:
– Изучить сущность PR-деятельности отечественных предприятий в
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и характеристика PR-деятельности
Деятельность, обозначаемая словами «связи с общественностью», достаточно нова для белорусской действительности. Аббревиатура PR («пиар») происходит от английского выражения public relations. Этот термин впервые употребил президент США Т. Джефферсон в 1807 г., а в широкий оборот он был введен в 1904 г. Русскоязычное выражение «связи с общественностью» не вполне точно передает смысл оригинала. Более точным будет определение, данное Институтом связей с общественностью (Великобритания): public relations – это широкая деятельность, включающая комплекс мероприятий по созданию благоприятной общественно-психологической атмосферы для товара или организации среди потребителей, деловых партнеров и конкурентов, административных органов, населения в целом [25, с. 306].
При этом в понятие благоприятной общественно-психологической атмосферы входят:
– высокий уровень доверия к организации или товару;
– общее доброжелательное отношение, добрая репутация;
– авторитет и вера в надежность и добросовестность организации.
Очевидно, что поставленные задачи сложно решить средствами собственно рекламы, когда организация за свои деньги откровенно хвалит сама себя. В данном случае цель достигается более сложными мерами. Существенное отличие связей с общественностью от рекламы заключается именно в неявном характере методов воздействия на общественное мнение.
Паблик рилейшнз – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства − служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности. Сущность связей с общественностью раскрывается через их цели, задачи и функции [17, с. 25].
На формирование общественного мнения большое влияние оказывает тот факт, что общественное мнение зачастую формируется немногочисленной
2 ОРГАНИЗАЦИЯ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский мясокомбинат»
ОАО «Могилевский мясокомбинат» – одно из крупнейших предпри-ятий Беларуси, которое в новых экономических условиях сохранило высокое качество продукции и продолжает наращивать темпы производства, предприятие является надежным деловым партнером.
На сегодняшний день ОАО «Могилевский мясокомбинат» выпускает более 500 наименований продуктов, в том числе более 350 наименований колбасных изделий. В настоящее время ОАО «Могилевский мясокомбинат» производит следующие виды продукции:
- колбасы вареные, сосиски, сардельки;
- колбасы полукопченые;
- колбасы варено-копченые;
- колбасы сырокопченые и сыровяленые;
- копчености;
- колбасы ливерные, кровяные, паштеты, зельцы, хлеб кровяной;
- полуфабрикаты рубленые, колбасы сырые, фарши, мясо фасованное;
- пельмени;
- мясо говядина и свинина в полутушах;
- субпродукты;
- жир пищевой топленый;
- жир кормовой;
- сухие животные корма;
- шкуры крупного рогатого скота и свиней;
- кишсырье;
- эндокринно-ферментное сырье;
- книжка говяжья.
Главной задачей ОАО «Могилевский мясокомбинат» является не только повышение качества выпускаемой продукции, но и улучшение качества жизни населения.
Основной целью деятельности ОАО «Могилевский мясокомбинат» является выпуск конкурентоспособной продукции, безопасной, надежной по цене с наилучшими потребительскими свойствами, удовлетворяющей требованиям потребителя.
На всю выпускаемую продукцию, в том числе на экспорт, имеются
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.1 Мероприятия по повышению эффективности PR-деятельности
Рассматривается возможность внедрения в фирменных магазинах дисконтной системы скидок, проведение акций по снижению цен на колбасные изделия, что позволит привлечь дополнительных покупателей и увеличить объем продаж выпускаемой продукции. Необходимо произвести модернизацию и изменение внешнего вида фирменных магазинов ОАО «Могилевский мясокомбинат», закупить новое современное оборудование, стеллажи, холодильные установки.
В 2017 г. для увеличения объемов продаж планируется дальнейшее освоение рынков республики, в том числе и за счет привлечения дилеров, а также расширение зарубежного рынка. В настоящее время ОАО «Могилевский мясокомбинат» имеет представителей в Гомельской, Брестской, Витебской, Минской и Гродненской областях, оказывающих дилерские услуги.
В связи с большой конкуренцией и перенасыщенностью рынков Республики Беларусь мясной продукцией необходимо проведение маркетинговых исследований с целью продвижения колбасных изделий и мясных полуфабрикатов на внешний рынок – прежде всего на рынок Российской Федерации.
В настоящее время активно ведется политика диверсификации рынков сбыта с целью увеличения объемов продаж. С этой целью на предприятия активно ведется работу по внедрению новых видов выпускаемой продукции адаптированной к региону сбыта.
Успешное развитие внешней торговли связано с поддержанием самых высоких стандартов качества, снижением издержек, целенаправленной рекламой продукции, а также налаживанием и поддержанием связей со структурами, которые смогут обеспечить сбыт продукции.
В 2017 г. ОАО «Могилевский мясокомбинат» планирует поставлять продукцию на экспорт в различные регионы Российской Федерации. Основной стратегией по реализации колбасных изделий является развитие региональной сети дистрибьютеров в Российской Федерации и централизованные поставки по регионам и федеративным округам. В настоящее время активно ведется работа по поставкам колбасных изделий на территории Нижегородской области, Ленинградской области, Смоленской области, Калужская область, Курской области, Тульской области, Республики Мордовии, Чувашской республикой, Сибирского федерального округа, Республики Крым и т.д.
Для привлечение дополнительных клиентов предприятие ведет активную
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Паблик рилейшнз» – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, помогает решению различных проблем и задач, а так же позволяет руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него.
Знание и эффективное использование PR помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно. Можно сказать, что «паблик рилейшнз» выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и даёт возможность справиться с нежелательными тенденциями, используя при этом исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности.
Подводя итоги нужно отметить, что в сегодняшнем мире коммуникативных технологий PR играют значительную роль. И именно благодаря грамотному их продвижению у многих организаций улучшается имидж в глазах потребителей, повышаются продажи, и как следствие, растет прибыль. Чтобы достичь нужного результата, подходить к продвижению своей организации необходимо основательно. При выборе средств коммуникации также нужен аналитический подход, иначе деньги, потраченные на размещение публикаций, могут быть потрачены впустую. Немаловажным моментом также является подробный анализ целевой аудитории, а также подбор средств коммуникации, исходя из интересов аудитории. Что касается исследуемой нами телекомпании, то чтобы соответствовать всему выше сказанному, 49 каналу необходимо в серьёз задуматься о создании PR-отдела или хотя бы найме PR-специалиста. Только тогда предприятие достигнет поставленной в разработанной кампании цели. И только в этом случае кроме анонсов собственных фильмов в собственном эфире появятся и другие PR-средства телеканала.
ОАО «Могилевский мясокомбинат» – одно из крупнейших предприятий Беларуси, которое в новых экономических условиях сохранило высокое качество продукции и продолжает наращивать темпы производства, предприятие является надежным деловым партнером.
Вопросами маркетинга на ОАО «Могилевский мясокомбинат» занимается отдел маркетинга. Отдел действует на основании Положения об отделе маркетинга. В области рекламной деятельности отдел маркетинга ОАО «Могилевский мясокомбинат» выполняет следующие задачи:
– разработка стратегии и организация рекламы и плана проведения рекламных мероприятий;
1 Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 208 с.
2 Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – 6-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2009. – 511 с.
3 Акулич, И. Л. Международный маркетинг: учеб. для вузов / И. Л. Акулич. – Мн. : БГЭУ, 2010. – 495 с.
4 Алексунин, В. А. Маркетинг: учеб. для вузов / В. А. Алексунин. – М.: Дашков и К, 2011. – 204 с.
5 Анурин, В. Маркетинговые исследования потребительского рынка / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. – СПб : Питер, 2014. – 270 с.
6 Байбардина Т. Н. Поведение потребителей: учеб. пособие / Т. Н. Байбардина, Г. Н. Кожухова, А. Я. Якимик. – Мн.: Из-во Гревцова, 2010. – 175 с.
7 Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз : учеб. пособие для вузов / И. К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
8 Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. – М: ИНФРА-М, 2007. – 215 с.
9 Бернович, П. Антикризисный маркетинг. Как выйти победителем из кризиса? / П. Бернович // Ноомаркетинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.noomarketing.net/antikrizisniy-marketing – Дата доступа: 25.12.2017.
10 Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и РR: учеб. пособие / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР–ПРЕСС, 2011. – 624 с.
11 Глазов, М.М. Маркетинг организации: анализ и диагностика : учеб. для вузов / М.М. Глазов, И.П. Фирова. – СПб. : Андреев. изд. дом, 2014. - 268 с.
12 Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е. П. Голубков. – М. : Финпресс, 2010. – 464 с.
13 Данько, Т.П. Управление маркетингом : учеб. для вузов / Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 334 с.
14 Карпеко, О.И. Промышленный маркетинг: учеб. пособие / О.И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 415 с.
15 Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2013. – 580 с.
16 Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. – Спб.: Наука, 2007. – 433 с.
17 Маркетинговые коммуникации : метод. указания к практическим занятиям и выполнению контрольных заданий для студентов специальности 1-26 02 03 «Маркетинг» очной и заочной форм обучения / сост. : Т. М. Братенкова, В. А. Усевич. – Минск : БГТУ, 2013. – 72 с.
18 Маркетинг: учебное пособие для магистрантов / Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. – Таганрог: ТРТУ, 2014. – 356 с.
19 Михарева В. А Стратегический маркетинг: учеб. пособие / В. А. Михарева. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 208 с.
20 Основы коммерческой деятельности / Л. В. Осипова, И. М. Синяева. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 380 с.
21 Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность: учебник / Ф. Г. Пан-кратов и др. М.: ЮНИТИ, 2010. – 288 с.
22 Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. – М: ИНФРА-М, 2015. – 580 с.
23 Пашутин, С.Б. Манипуляции и «зомбирование» в маркетинге / С. Б. Пашутин // Маркетинг в России и за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mavriz.ru/articles/2009/5/4965.html– Дата доступа: 25.12.2017.
24 Петрович, М. В. Механизм оптимизации интересов участников потребительского рынка / М. В. Петрович // Предпринимательство в Беларуси. – 2014. – № 10. – С. 20-23.
25 Романов, А. А. Маркетинг: учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 440 с.
26 Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России / О. А. Феофанов. – СПб.: Питер, 2011. – 112 с.
27 Хардинг, Г. Маркетинг промышленных товаров / Г. Хардинг; пер. с англ. – М.: Сирин, 2012. – 272 с.
28 Ядин, Д. Методы оценки PR-деятельности / Д. Ядин // Элитариум[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/metody_ocenki_pr_dejatelnosti/ – Дата доступа: 25.12.2017.